Одновременно в этих листах сохраняется смысл музыкальных этюдов, память о ранних творческих экспериментах, опыт острых переживаний настоящего, быстро улавливаемых состояний, через которые проходит автор. Они больше, чем воображение, они не ограничены форматом технических упражнений; это жизнь в настоящем и осознание настоящего, и эта составляющая работы художника особенно ярко воплощена в серии пейзажей, написанных осенью 1941 года. Тёмные, глубокие, тревожные работы, на обратной стороне которых он пишет: «Сделано во время осады Москвы», позволяют сопереживать состоянию человека в дни войны, не прибегая ни к какому повествованию или описанию внешней стороны событий. Остро чувствуя неустойчивое, опасное время, находясь на пороге неизвестности, художник пишет одни из самых пронзительных своих произведений.
Иногда – и достаточно часто – в диалоге с настоящим он обращается к визуальным кодам и приёмам прошлого и говорит о сегодняшнем дне как о реальности, имеющей такой же смысловой или культурный потенциал, как и другие времена, когда появлялись величайшие произведения искусства. Время появляется только потому, что человек делает его видимым. Современность может быть прогулкой по музею, но когда современность стремится к тому, чтобы быть иллюстрацией в книге по истории, когда она торопится занять в музее как можно больше места, она превращается в паноптикум.
В конце 1960-х годов Ростислав Барто начал большую серию гротескных портретов, персонажами которых чаще всего были художественные критики. Наверное, сказывалась усталость и многолетнее переживание творческого одиночества; он явно не испытывал к ним симпатии, изображая их представителями нелепой условной среды, в которой не осталось ни жизни, ни природной силы. Эта среда не способна родить ничего, кроме уродства, извращения и неполноценности. Разумеется, такая точка зрения отличалась крайней субъективностью. Но она и не могла быть иной у человека, в последние годы жизни снова выбравшего саркастический смех единственным способом отношения к нормативной реальности.