Коллекция — это разговор о действительности, о том, что такое реальность, и в этом смысле коллекционирование становится продолжением намерения искусства как действия в пограничных областях языкового пространства; это также напоминание об умении и готовности слышать в каждом отдельном произведении искусства высказывание о реальности одного единственного человека и в то же время — реальности целой эпохи.
Коллекционирование предполагает создание смыслового поля как центра привлечения внимания людей. Это одно из действий, которое (наряду со множеством других событий в культуре), способно изменять конфигурацию реальности; люди вкладывают в искусство понимание открытых им и не очевидных для них пониманий и смыслов, они связывают с фактами искусства свои жизненные ценности и оперируют этими смыслами для создания, анализа, утверждения или оправдания той реальности и той системы ценностей, основываясь на которой находят в себе решимость и силы сделать шаг навстречу своему существованию в мире как осмысленной и ответственной действительности.
Коллекция стремится стать открытием и отражает степень открытости национальной культуры перед самою собой. Коллекционирование, его мотивация и направления, его социальная ориентированность и формы отражают степень зрелости культуры общества.
Поэтому в начале разговора о современной коллекции всегда стоит вопрос о том, какие смыслы стоят за ней, побуждая коллекционера к действию. Какую действительность он инициирует, агентом какой программы действительности он является? Какие смыслы побуждают эту действительность к существованию? И почему одна группа культурных фактов привлекает к себе особое внимание, а другая оказывается вне поля зрения современников?