Поэтому возникает индустрия искусства, принятого и усвоенного обществом в качестве продукта потребления, способного удовлетворять запросы инвесторов и одновременно отвечать потребностям интеллектуальной среды. Это культурное сообщество развивается как система производства и потребления набора продуктов искусства от известных, то есть, не требующих для понимания личных усилий, сертифицированных производителей и дистрибьютеров.
Таким образом возникает система представлений о том, что может быть и какой должна быть идеальная или «правильная» коллекция того или иного направления, той или иной эпохи, какие авторы в ней должны быть представлены и т.д. и т.п. Как только культурное сообщество допускает возможность существования типовой коллекции с обязательным набором авторов, смысл коллекции радикально изменяется. Она становится формой потребления. И если можно с пониманием относиться к потреблению искусства из любви к нему, то поглощение его из тщеславия вызывает отталкивающее впечатление.
Коллекционер принимает на себя ответственность за судьбу не только одного произведения (или, тем более, многих), он становится ответственным за присутствие в культуре тех смыслов, с которыми связано искусство.