«L’art est d’abord la conscience du malheur, non pas sa compensation»
Maurice Blanchot. L’espace litteraire
«Искусство – это прежде всего осознание зла, а не его компенсация»
Морис Бланшо. Пространство литературы
Это бесконечное возвращение в неизвестность положено в самое начало работы художника. Возвращение к тому, что предшествовало видимости.
Искусство подозревает окружающую его повседневность в искажении картины мира, обвиняет ее в замалчивании чего-то очень важного, может быть, придающего связность и смысл возникающим изображениям и историям. В свою очередь, повседневность платит искусству той же монетой, заставляя его адаптироваться к требованиям цензуры современности, искать и дожидаться реабилитации в глазах научной критики, быть «актуальным».Обращаясь к языку искусства, современность ввязывается в пространство недостоверности. И тогда подвергаются сомнению не только ее знания о мире и методы организации этих знаний. Искусство – это сомнение в намерении современности узнавать о себе. Это принуждение современности к обсуждению и объяснению существующей системы ценностей.
Культура называет себя «современной», а свое время «настоящим». Она стремится представить в своих текстах полное описание действительности, а сами тексты сделать не допускающими разночтений, придав им хотя бы видимость правдоподобия и достоверности. Искусство тоже включает в себя множество текстов и множество изображений. Но тексты искусства противоречивы. Они не гарантируют никакой истинности в изображении картины мира. Никакой правды. Более того, искусство предупреждает повседневную реальность от опрометчивых соглашений со сторонниками различных версий того, что сегодня кажется правдой.
Капитановский Александр
25 авг 2012
Встретил Ваши тексты, прежде не довелось. Теперь читаю. С благодарностью и уважением.