Искусство создаёт не картину мира, а сам мир. Искусство и есть создание мира. Даже будучи повествованием, искусство не пересказывает события внешнего мира, а говорит языком действительности, то есть, позволяет действительности высказываться, становясь письмом или речью. Грамматика может быть любой. Техника может быть любой. Выбор современной технологии не является гарантией того, что перед зрителем новое художественное произведение. Живопись может быть современнее, чем любая современная техника. Всё дело в смыслообразовании. Всё дело в том, какие смыслы направляет художник в пространство культуры. Что он делает с миром? Что он сделает в те шесть дней, которые неизвестным образом оказались в его распоряжении?
В современном русском искусстве очень важно присутствие Елены Фокиной. Важна прямая речь действительности, из которой появляется её живопись. Фокина не скрывается в нормативности художественного высказывания, вернее, в тех форматах, которые выросли из соглашений о нормативности, заключённых в поле современного искусства, в том, какой она представляется авторам, обеспокоенным актуальностью художественных практик. Фокина не ищет роли в сценариях современности, в сценариях единого проекта современной культуры, которые публикуются в периодике мира искусства, но одновременно не настаивает на уникальности опыта художника, его взгляда, речи или языка, на исключительности и сверхзначимости собственного опыта. Творчество Фокиной вообще лишено поверхностных мотиваций. Всё, что появляется в её живописи, происходит с ней, но всё происходящее много больше, чем её «я».