Творчество Коротеева приближается к тому состоянию, о котором Бердяев сказал: «…Под творчеством я всё время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъём всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию. В творческом опыте раскрывается, что «я», субъект, первичнее и выше, чем «не-я», объект. И вместе с тем творчество противоположно эгоцентризму, есть забвение о себе, устремлённость к тому, что выше меня. Творческий опыт не есть рефлексия над собственным несовершенством, это — обращённость к преображению мира, к новому небу и новой земле, которые должен уготовлять человек» [5].
Вторая выставка группы «Путь живописи» состоялась в Париже в конце мая — начале июня 1928 года. Выставка была организована в галерее Billiet и сопровождалась каталогом. Вступительную статью в каталоге написал французский критик Вальдемар Жорж. Роберт Фальк, приехавший в Париж в июле того же года, в одном из своих писем называет его «очень известным критиком» (в 1929 году Вальдемар Жорж напишет также статью в каталоге первой парижской выставки Роберта Фалька). Его текст, посвященный «Пути живописи», содержит очень интересные и точные наблюдения:
«Представленные здесь художники, внешне хотя бы, примыкают к Моне и Сислею. Правда, их живопись — не точная фиксация переменчивого аспекта натуры, эффекта освещения, разлагающего цвета и формы, атмосферы, рождающей ощущение пространства. Но они, делая шаг к сфере осязаемого, обращаются к элементам визуальным. Объёмы их сводятся к цветовым плоскостям. Видимый мир, каким они его воспринимают и как они его интерпретируют, — это мир соотношений из полутонов, мир, который ничем не ограничен и не разграничен. Эти русские хотят пренебречь принуждённостью линейной манеры письма, которая обязывает художника ограничивать поле зрения заданными пределами. Их миропонимание пантеистическое, где верят в слияние всех стихий. Какова их конечная цель? Они претендуют на возвращение реальности этого вымысла. Они ищут её через внешний мир вещей. Мотивы природы дают им основные идеи их произведений. Значит ли это, что они слепо копируют природу? Конечно, нет. Внутренняя структура их картин подчиняется своим собственным законам. Мир, которым они дают нам насладиться, связан с видимой реальностью глубоко независимо. Внешние явления порождают у этих художников разноокрашенные эмоции, являющиеся внутренним стержнем каждой картины. Но, начав свою работу, художник думает уже только о композиции и структуре данного полотна. Он выстраивает планами глубину. Он организует регистры всей тональности. Он даёт нам природу, которая была первоисточником его вдохновения в образе, являющемся её пластическим и поэтическим эквивалентом» [6].
____________________
[5] — Бердяев Н. А. «Самопознание: опыт философской автобиографии». СПб.: Издательский Дом «Азбука — классика», 2007. С 248
[6] — Exposition du Groupe de Moscou La Voie de La Peinture. Paris, 1928. Без пагинации.