Россия – метафора состояния космоса и человеческой истории. Это история покинутости, оставленности, отверженности и переживание космоса как наказания, как громадной пенитенциарной системы, в которой жизнь превращается в подтверждение вины, в кафкианский процесс с неизбежной казнью в конце. И в то же время это принятие бедности и убогости своего существования человеком, до боли осознающим грешность перед жизнью, какой она может быть, какой могла бы быть. Неисполненность живой человечности — граница разлома, перерезающего всю русскую действительность, всю русскую культуру, и по ту сторону этого разлома — жизнь, какой она может быть, д р у г а я жизнь, которая всегда и есть высшая ценность и которая выше и чище русской действительности; жизнь, которая является наказанием и благодатью и ради которой следует жить теперь. Это почти смирение в осознании греховности и зла, связанного с тем, как живёт и как жил вчера человек в огромной стране, в которой и от которой ему некуда деться. Об этом и говорит большая русская литература, однако об этом очень редко говорит русское изобразительное искусство.
Работа Щетинина с текстом Александра Малышкина стала отправной точкой многолетнего труда художника над собственным литературным произведением, романом «Марфа и Мария»; и хотя вслед за автором мы сегодня повторяем – «роман», этот труд, однако, не был ограничен форматом литературного творчества, потому что создаваемый художником текст постоянно визуализировался, сопровождался рисованием и, кажется, часто происходил из того, что видел и рисовал художник. Точнее, художник и писатель в одном лице наблюдал и обдумывал события русской жизни, проявления русской действительности – и появлялся ряд изображений, появлялся ряд слов, они переплетались, он рисовал то, что говорил и записывал, и рассказывал о том, что рисовал.
К этому труду художник приступил в самом начале 1970-х и продолжал его до последних лет жизни. Работы, возникшие в процессе написания романа, он называл «чёрными картинами». В его записках читаем: «Герои "чёрных картин" живут в аду и всегда жили в аду. Только они об этом не думают, и никто этого не видит». «Чёрные картины» – вершина творчества Щетинина. Это не иллюстрации к роману, это и есть документальный роман – изображение панорамы жизни России, современной и канувшей в историю, но всё равно продолжающейся, длящейся, оставшейся здесь навсегда. Работы разных форматов – от совсем небольших до двухметровых, выполненные театральной гуашью, как правило, на бумаге, наклеенной на фанеру или сколоченные доски, реже – на картоне, оргалите или ДСП, иногда действительно чёрные, но чаще это сложное сочетание оттенков серого, холодных и тёплых, образующих эффектные объёмы; изображения – портреты и сцены жизни людей, населяющих пространства не то барачные, не то тюремные и одновременно бесконечные, космические, открытые всем ветрам, холодные, неуютные, родные; и люди, много, много людей, родившихся здесь, длинный ряд лиц, каждое из которых стремится стать лицом России нового времени.