В контексте обсуждения платформы, на которой сложилось объединение, принявшее название «Жар-Цвет», допустимо говорить о том, что лишь отчасти здесь присутствует символизм, ставший салоном, этикой и стилем и отражающий консервативные вкусы части поколения 1880-х; но справедливо также и другое: есть обращение к народной традиции в её поэтическом и магическом измерениях и новое трансреалистическое измерение культуры, представленное в середине 1920-х широким спектром явлений – от Амаравеллы до Мастеров аналитического искусства и ОБЭРИУ. Это одна из сторон сложного культурного комплекса, в рамках которого раскрываются различные механики дискредитации действительности.
В этом состоянии культура 1920-х переживает актуальность Велимира Хлебникова, Алексея Ремизова, Александра Блока и Андрея Белого, здесь она обнаруживает свою самодостаточность и независимость от политики, поэтика здесь намного сильнее политики, и даже если искусство открывает для себя эскапизм как стратегию существования, тем самым оно инициирует создание собственной системы оценок и смыслов.
Это вторая волна символизма, к началу второго десятилетия странным образом слившегося с экспрессионизмом и ставшего сущностным элементом экзистенциалистской эстетики. То, как Николай Пунин констатирует связность символизма и экспрессионизма в русской культуре, противопоставляя эту традицию универсалистскому намерению авангарда 1910-х годов.