Картина Антона Чиркова «Вакх» – одно из самых значительных и необычных произведений в истории русского искусства середины ХХ века. Картина была написана А.Н. Чирковым в 1942 году и навеяна впечатлениями от встречи с компанией молодых солдат тогда же, зимой 1942 года, в самом центре Москвы, когда они перед тем, как уйти на фронт, шумно и весело шли по улице, обнимали своих подруг, громко смеялись, что-то так же громко кричали… Художник видел, как они жадными глотками хватают жизнь, и в то же время смотрят в глаза смерти, перед которой предстанут завтра. Работа неоднозначная и не простая для восприятия. В картине отсутствует всякая дидактичность. Поручая образам античной мифологии живые переживания страшного военного времени, А.Н. Чирков продолжает цикл «Аллегорий», над которыми работал в 1930-х годах, полусерьёзных, полушуточных картин, главными персонажами которых выступали очень близкие ему люди. «Вакх» – тоже аллегория, но близкими художнику стали совсем незнакомые мальчики в военной форме, оставшиеся за изображением и отказывающиеся или просто не умеющие пока думать о смерти, видящие средоточие смысла жизни в празднике и наслаждении, исчезающие в попытке в один зимний вечер вместить всю свою жизнь. Кажется, будто их счастье сегодня так легко достижимо. Почти макабрическая вакханалия в пустыне горя и беды, шествие Диониса странным образом превращается в Пляску смерти, и от этого в картине присутствует странное состояние растерянности, снежного онемения и холодной бесчувственности. Сам Вакх выглядит как неподвижная неживая кукла и вообще все жесты и позы персонажей картины объединены неестественным кукольным автоматизмом; они движутся как марионетки и от этого создаётся ощущение обречённости и безысходности, может быть, какого-то тупика и машинной, механистической действительности, в которой разворачивается действие истории.