Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

Контакт

Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

Издательская программа «Новая История Искусства» начата в 2004 году. Цель программы – публикация материалов, освещающих малоизвестные страницы истории русского искусства ХХ века. Из этих страниц собираются новые главы истории. За ними открываются культурные пласты, которые в состоянии изменить конфигурацию истории искусства, и которые игнорирует современность, когда отказывается или оказывается не в состоянии считывать и разрабатывать их.

Художники, чьим произведениям посвящены первые книги серии, известны историкам искусства, но не всегда знакомы широкому кругу зрителей. Такое положение вещей стало результатом цензуры, которой подвержен процесс составления корпуса текстов по истории культуры. Эту цензуру можно было бы назвать политической, если бы в тексте об искусстве ХХ века сегодня этому слову не был приписан узкий идеологический смысл. Скорее, речь идёт о различных культурных намерениях, стратегиях, текстах, о различных моделях культурных практик в ХХ веке. Что такое политическая действительность? Это сцена, на которой появляется художник или занавес, скрывающий его? Насколько значим факт регистрации имени художника в корпоративной иерархической системе своего времени для нового прочтения истории? Не пришло ли время оценить намеренное или вынужденное отсутствие имени мастера в сообщениях, выражавших интересы бюрократической элиты своего времени?

Современность приучена читать тексты по истории культуры сквозь призму политики. Может ли современный человек читать политические тексты, подвергая их критике с точки зрения культурного опыта? Может ли искусство формировать оптику, позволяющую современному человеку видеть в подаче реальности конкуренцию программ, производящих и внедряющих в повседневную жизнь различные смыслы, определяющие пути и формы его существования? Может ли он анализировать действия политики, направленные на культуру, не только в прошлом, но и в настоящем? Этим вопросам посвящены книги серии «НИИ».

Авторы издательской программы «Новая история искусства»:

Аронов Лев Ильич (1909, г. Гомель — 1972, Москва) Живописец, график. Барто Ростислав Николаевич (1902, г. Москва — 1974, Москва) Живописец, график. Белякова Екатерина Михайловна (1892, Москва – 1980, Москва) Живописец, график. Варт-Патрикова (Михайлова) Вера Васильевна (1897, Кутаиси – 1988, Москва) График, живописец. Верейский Георгий Семенович (1886, г. Проскуров Подольской губ. — 1962, Ленинград) График, гравер, литограф. Вериго Магдалина Брониславовна (1891, Санкт-Петербург – 1994, Москва) Живописец, поэт, переводчик. Визин Эммануил Павлович (1904, Одесса – 1975, Москва) живописец, график, художник книги, автор произведений декоративно-прикладного искусства. Волков Николай Николаевич (1897, Москва – 1974, Москва) График, искусствовед. Галкин Андрей Максимович (1896, Астрахань – 1976, Москва) Живописец. Глускин Александр Михайлович (1899, г. Одесса — 1969, Москва) Живописец, график. Голополосов Борис Александрович (1900, Архангельск – 1983, Москва) Живописец, график. Древин (Древинь, Древиньш) Александр (Рудольф-Александр) Давидович (1889, г. Венден Лифляндской губ. — 1938,?) Живописец, график. Ермилова-Платова Ефросинья Федосеевна (1895, село Каменка Таврической губ. — 1974, Москва) Живописец, график. Жегин (Шехтель) Лев Федорович (1892, Москва – 1969, Москва) Живописец, график. Житомирский Александр Арнольдович (1907, Ростов-на-Дону – 1993, Москва) График, мастер фотомонтажа. Зевин Лев Яковлевич (1903, Витебск – 1942, погиб на фронте Великой Отечественной войны) Живописец, график. Зозуля Григорий Степанович (1893, Киев – 1973, Паланга) Живописец, график, художник театра. Зусман Леонид Павлович (1906, Гродно — 1984, Москва) График, живописец. Калмыков Сергей Иванович (1891, Самарканд – 1967, Алма-Ата) Живописец, график, поэт. Каменский Алексей Васильевич (1927, г. Сухуми) Живописец, график. Кольцова-Бычкова Александра Григорьевна (1892, Москва – 1985, Москва) Живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства. Коротеев Василий Андреевич (1906, Красноармейск — 1969, Москва) Живописец, график. Костюхин Григорий Васильевич (1907, Москва – 1991, Москва) Живописец, график. Купервассер (Русакова) Татьяна Исидоровна (1903, Санкт-Петербург – 1972, Ленинград) Живописец, график. Лабас Александр Аркадьевич (1900, Смоленск — 1983, Москва) Живописец, график, художник театра. Маврина (Лебедева) Татьяна Алексеевна (1902, Нижний Новгород – 1996, Москва) Живописец, график. Мидлер Виктор Маркович (1888, местечко Томашполь Каменец-Подольской губ. – 1979, Москва) Живописец, график. Микули Анатолий Францевич (1882, Варшава – 1938, ?) Музыкант, живописец, поэт. Мыслина Мария Владимировна (1901, Москва – 1976, Москва) Живописец, график. Платов Федор Федорович (1895, Ялта – 1967, Москва) Живописец, график. Прокошев Николай Иванович (1904, дер. Сколотни Слободского уезда Вятской губернии – 1938, дер. Вишняково) Живописец, график. Разумовская Юлия Васильевна (1896, Саратов – 1987, Москва) График, живописец. Расторгуев Сергей Николаевич (1896, Москва – 1943, Москва) График. Рейн Тамара Мееровна (1915, деревня Гусевка Саратовской губ. – 2000, Москва) Живописец, график. Ржезников Арон Иосифович (1899, Чернигов – 1943, погиб на фронте Великой Отечественной войны), живописец, график. Романович Сергей Михайлович (1894, Москва – 1968, Москва) живописец, график. Русаков Александр Исаакович (1898, г. Севск, Орловская губ. – 1952, Ленинград) Живописец, график. Сарьян Мартирос Сергеевич (1880, Нахичевань-на-Дону – 1972, Ереван) Живописец, график. Семёнов-Амурский Фёдор Васильевич (1902, г. Благовещенск-на-Амуре — 1980, Москва) Живописец, график. Смирнов — Русецкий Борис Алексеевич (1905, Санкт-Петербург – 1993, Москва) Живописец, график. Соколов Михаил Ксенофонтович (1885, Ярославль – 1947, Москва) График, живописец, педагог. Соколова Ольга Александровна (1898, Волоколамск – 1991, Москва) Живописец, график. Софронова (Сафронова) Антонина Федоровна (1892, с. Дросково Орловской губ. — 1966, Москва) Живописец, график. Сошников Иван Сергеевич (1914, дер. Песочня ( с 1936 – город Киров) Калужской обл – 1988, Москва) живописец. Удальцова Надежда Андреевна (1886, Орел — 1961,Москва) Живописец, график. Фальк Роберт Рафаилович (1886, Москва – 1958, Москва) Живописец, график, художник театра. Чеботарев Константин Константинович (1892, г. Юрминск Уфимской губ. — 1974, Москва) Живописец, график, художник театра. Черкасский Абрам Маркович (1886, Белая Церковь – 1967, Алма-Ата) живописец, педагог. Черкес Даниил Яковлевич (1899, Москва — 1971, Москва) Живописец, график, режиссер, художник анимационного кино, художник театра. Чернышёв Борис Петрович (1906, деревня Городищи – 1969, Москва) живописец, график, художник-монументалист, скульптор. Чирков Антон Николаевич (1902, село Напольный Вьяс Пензенской губ. – 1946, село Жегалово Московской обл.) Живописец, график. Чупятов Леонид Терентьевич (1890, Петербург — 1941, Ленинград) Живописец, график, художник театра. Шевченко Александр Васильевич (1883, Харьков – 1948, Москва) Живописец, график, педагог. Шугрин Анатолий Иванович (1906, Москва – 1987, Москва) Живописец, график, педагог. Шульц Арсений Леонидович (1910, Таллин — 1976, Москва) Живописец, график. Шухмин Петр Митрофанович (1894, Воронеж – 1955, Москва) живописец, график. Щетинин Георгий Александрович (1916, Москва — 2004, Москва) Живописец, график, педагог. Щипицын Александр Васильевич (1897, Нижний Новгород — 1943, Москва) Живописец. Якушева Александра Ивановна (1900, деревня Живодовка Калужской губернии – 1986, Москва) живописец, график. Ястржембский (Ястржемский) Антон Станиславович (1884, Москва — 1960, Москва) Живописец, график

info@arteology.ru

о Саше

Балашов Александр Владимирович, историк искусства. Закончил МГУ. Специализировался в области истории культуры Востока. Учился в Дамасском университете.

С 1988  исследователь нового и новейшего русского искусства, основное направление исследования – поставангард 1920-х и 1930-х годов и искусство вне государственного проекта культуры и истории.

1991 – 1992 – редактор отдела современного искусства в журнале «Творчество»

1992 – 1993 – зам. директора Центра современного искусства (Джорджа Сороса) в Москве

1998 – 2002 – председатель жюри и экспертного совета первого, второго и третьего Фестивалей графического дизайна и новой визуальной культуры «Графит»

С 1994 куратор корпоративной коллекции Московского Международного Банка (ММБ), в настоящее время – коллекции UniCredit Bank (Москва)

2008 – автор-составитель альбома-каталога «Русская живопись и графика 1920 – 1930 из собрания ЮниКредит Банка»

2009 – куратор выставки «20 ярких русских лет. Русское искусство 1920-х – 1930-х годов из собрания ЮниКредит Банка и личных коллекций»

2012 – куратор выставки «Поставангард. Русская живопись и графика из собрания ЮниКредит Банка и частных коллекций»

C 2004 – автор и издатель художественных альбомов в серии Новая история искусства:

2004 – Леонид Зусман

2005 – Экспрессионизм

2005 – Фёдор Семёнов-Амурский

2006 – Ростислав Барто

2007 – Алексей Каменский

2012 – Василий Коротеев

Автор статей по истории русского искусства ХХ века.