Наташа Арендт: Русский завтрак на траве
Родословная работ Наташи Арендт уходит в традиции русского неопримитивизма и, таким образом, принадлежит одному из интереснейших направлений в русском искусстве. Эта традиция сегодня появляется на постконцептуальной сцене как исследование художником элементов поверхностей, то есть внешних сторон «народного творчества». Он разглядывает и систематизирует приёмы, которыми во второй половине ХХ века пользуется советская и постсоветская русская культура, когда пытается эстетизировать свой быт, своё пространство повседневности, когда пытается быть привлекательной и задумывается над тем, что такое красота.
Эти поиски красоты вызывают, конечно, иронию, но одновременно, всё-таки, и сочувствие. Они как будто обречены на воспроизведение клише, о которых или не догадывается наивный художник-декоратор, или соответствия которым ищет и сознательно добивается, когда в его представлении они становятся эстетическими стандартами, моделями, самой «красотой».
Позже многие направления искусства работали с клише – визуальными или идеологическими, но скоро сами становились теми же клише, культурным стандартом, легко узнаваемыми и идентифицируемыми стилевыми элементами. Аналитические методы перерождаются в приёмы, в которые превратились футуризм, супрематизм, конструктивизм и другие ясно сформулированные концепции формотворчества.
Особенность стиля заключается в том, что всякой попытке индивидуальной интерпретации пластики и даже самой материальности образов времени стиль противопоставляет готовые интерпретационные схемы; нормативность стиля компенсирует особенности личностного прочтения материала; он – выше личного.
Но особенность современности – это как раз неспособность прислушиваться к требованиям какого бы то ни было стиля и какой бы то ни было нормативности даже с минимальной последовательностью. Это время личных действий и личных отношений с искусством, и здесь нет места обсуждать очевидный факт, что чаще всего эти «личные отношения» только симулируются, поскольку являются необязательным смыслом или дополнительным элементом в создании устойчивого информационного повода, каким в массовой культуре остаётся модель «звезды», и «личное» здесь – это медийный формат; что касается непосредственно работы художника, то она сводится к производству одноразовых продуктов культуры и выполнению соответствующих требований стерильности, прежде всего, смысловой стерильности, обычно предъявляемых к предметам одноразового пользования.
Pages: 1 2