Этот цикл предельно лаконичен в выборе формы или собственно визуальных параметров каждого фрагмента из тех, что составляют его целое на сегодняшний день. Здесь задействован один и тот же модуль – движение фотографически точной, иллюзорно-реалистичной детской, девочкиной, девичьей фигуры в орнаментально-условной среде. Но такая лаконичность призвана только усилить впечатление от сформулированной и решаемой автором задачи – создать абсолютно открытый изобразительный ряд, развивающийся как ритмическая композиция, как музыкальное сочинение.
Его элементы, орнаментально-динамическая структура создают достаточно твёрдый каркас, то есть логика орнамента настолько убедительна, что всё изображение начинает жить своей собственной пластической, цветовой и ритмической жизнью.
Наверное, эта жизнь – иллюзия, но тема создания и л л ю з и и возникает как припоминание о прошлых состояниях искусства, о задачах, которые когда-то оно решало, а сегодня знает о них как о своей истории, как знает о том, что решение этих задач лежит вне поля ответственности “современного искусства”.
Работа (или всё-таки работы) Марии Семенской собраны так,как собирается произведение в пространстве современного постдизайна. Прекрасная школа санкт-петербуржского мухинского училища позволяет художнице работать с элементами различных стилей: ориенталистская декоративность, за которой стоит сакральный символизм этнических орнаментов, вырастает в психоделическую экстатику шестидесятых, а она растворяется в рассчитанных на узнавание графических клише современных дизайнерских брендов; видимость свободы – или всё-таки поиск свободы – модерна, его капризная неуверенность сменяется математически выстроенными, обнаруживающими склонность к симметричной развёрнутости орнаментами ар деко, и в конце концов все эти эстетические программы становятся частями стилевого коллажа. Они лишаются всякой идеологической независимости, агрессивности, пассионарности и существуют как декорации, как фон анимационной программы, фильма или игры – всегда прямолинейной и непосредственно обращённой к гарантиям безопасности той инфантильной вечности, мечту о которой лелеет массовая культура.
Pages : 1 2