Художник понимает, что не существует гомогенного, однородного пространства искусства, нет единого языка, но есть попытки проговаривания, опыты изображения, в каждом из которых появляется то, что становится искусством сейчас, в этом опыте, на этом отпечатке.
Откуда он знает об этом? От способности отождествлять себя с выполненной сегодня работой и от наблюдения за растождествлением со всем, что было сделано вчера? От согласия с тем, что его имя уже начало свой путь в лабиринтах превращений, стало множиться и пропадать и может теперь совсем потеряться, стереться, забыться среди бесконечных рядов воплощений? От желания стать кем-то или чем-то другим, не играть роль художника и не заниматься искусством, или принять на себя ответственность за то, что становится искусством, вместе с предположением, что быть художником – очень часто значит – не быть никем?
Художник наблюдает со стороны, как исчезает отовсюду, где мог быть, но настойчиво оставляет свою подпись на каждом обрывке бумаги, фиксируя день и час, когда происходило это действие, еще одна реализация его присутствия, еще одно доказательство существования другого искусства.
Когда современная культура использует термин «экспрессионизм» для обозначения стилистических явлений, ее намерения предельно ясны: стиль – это договор; это признак поражения искусства перед договорными обязательствами в культуре.
В действительности понятие экспрессионизма в России намного превосходит границы стиля. Это сама поэтика искусства, всегда остающаяся посторонней в большом культурном пространстве, всегда переживающая свою маргинальность как собственный язык искусства.
Именно поэтому на карте искусства место экспрессионизма обозначает разлом в единой структуре модели современности.
Экспрессионизм был испытанием предела «искусства» и, наряду с другими направлениями, определял его границы. Одновременно он явился тем основанием, на котором само искусство в ХХ столетии стало описывать пределы «современной» культуры, и системой нарушения границ, разделявших «искусство» и «повседневность». Пространству повседневности оно поручило личные усилия художников, ставшие произведениями, которые и сегодня читаются как нарушения порядка и разрывы в сплошном потоке современной жизни.
Так, перечитывая тексты, настаивающие на своем неучастии в реализации коммунального проекта современности, погружаясь в состояние другого настоящего, ХХ век подходил к различению модернизма и контемпоративности.
- Марцинский Г. Метод экспрессионизма в живописи. Петербург: Academia, 1923. С. 5
- Пунин Н. Н. Квартира № 5 // Панорама искусств: Сб. М., 1989. № 12. С. 177
- Там же. С. 176
- Там же. С. 174
- Ге Н. Н. Мир художника. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1978. С. 118
- Синий всадник. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 21
- Там же. С. 25
- Ге Н. Н. Мир художника. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. С. 119
- Маковец. Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. С. 70–71
- Булгаков М. А. Романы. Мастер и Маргарита. Л.: Художественная литература, 1978. С. 446
- Витинг Н. И. На пороге вечности. Воспоминания. Рукопись. С. 16
- Витинг Н. И. На пороге вечности. Воспоминания. Рукопись. С. 16–17
- См.: Соколов И. Хартия экспрессиониста. Экспрессионизм. Бедекер по экспрессионизму // Литературные манифесты от символизма до наших дней: Сб. М., 2000
- Блок А. А. Памяти Врубеля. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: ГИХЛ, 1955. С. 146
- Блок А. А. О современном состоянии русского символизма. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: ГИХЛ, 1955. С. 156
- Редько К. Н. Парижский Дневник. М.: Советский художник, 1992. С. 64
- Маковец. Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. С. 71
- Андрей Белый. М.: Советская Россия, 1989. С. 583
- Там же. С. 603
- Ерофеев В. Москва – Петушки // Оставьте мою душу в покое. М.: Х.Г.С., 1995. С. 136
- Булгаков М. А. Романы. Мастер и Маргарита. Л.: Художественная литература, 1978. С. 477
- Ерофеев В. Москва – Петушки. С. 54–55
Капитановский Александр
25 Aug 2012
Встретил Ваши тексты, прежде не довелось. Теперь читаю. С благодарностью и уважением.