Саша Балашов - Артеология
Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

ArtistesЧеркес Даниил Яковлевич

(1899, Москва — 1971, Москва)
Живописец, график, режиссер, художник анимационного кино, художник театра

1917 поступил на физико-математический факультет Московского университета.

1918-1923 учился во Вхутемасе. Работал художником-постановщиком в театре, в том числе у Вс. Мейерхольда, художником-графиком в различных издательствах, оформлял праздники в Москве и Нижнем Новгороде. Был одним из пионеров мультипликационного кино.

1926 вошел в группу мультипликаторов (Ю. Меркулов, И. Иванов-Вано и др.) киностудии «Межрабпом-Русь» (с 1928 «Межрабпомфильм»). Руководил мультмастерской кинофабрики. Работал над созданием рекламных и агитационных роликов.

1927 дебютировал как режиссер. Совместно с И. Ивановым-Вано разработал технологии «альбомного метода» и метода вырезной перекладки на штифтах.

1930-е работал на фабрике «Союзфильм» (Москинокомбинат, Мосфильм).

С 1933 участник выставок.

С 1935 целиком посвятил себя живописи. Работал оформителем на ВСХВ.

1941-1945 сотрудничал в «Окнах ТАСС».

Но уже нет двери. Она завалена снаружи кусками расколотых стен — глыбы, груды, горы стеклянного льда в красных искрах. Назад нельзя, только-вперед. Куда?

Я одна — я, Мать, живу тысячу кругов — я одна знаю, куда. Я слышу, как со свистом, в сто раз быстрее, мы мчимся навстречу Земле. Кружась – и ради этого всё, ради этого обречены мною эти двое последних, мужчина и женщина: они еще живы, еще люди.

И я — человек. Если б не быть человеком, если б… Но вслух нельзя, и я знаю: я сейчас улыбнусь ему — вот! — я улыбнулась. <…>

— Что ты сделала? Что это — там, красное?

— Это — Земля. Я повернула к Земле — чтобы мы… Нет, нет, слушай: там, на Земле — воздух, там — люди, мужчины и женщины, и они все дышут целый день, целую ночь — сколько хотят, и там уже не надо убивать…

Евгений Замятин. Рассказ о самом главном. 1923 (Замятин Е. И. Избранное. М.: Правда, 1989. c. 220.)


Cherkes, Daniil Yakovlevich

(b. 1899 Moscow – d. 1971 Moscow)

Painter, graphic artist, director, animator, theater designer


1917 – Entered the Moscow University (Department of Physics and Math).

1918–1923 – Studied at Vkhutemas [Higher Art and Technical Studios]. Worked as a theater designer with Vsevolod Meyerhold, as a graphic artist in various publishing houses, and as a festivities decorator in Moscow and Nizhny Novgorod. Was one of the pioneers in the field of animated films.

1926 – Worked with a group of animators (Yu. Merkulov, I. Ivanov-Vano and others) at the Mezhrabpom-Rus film studio (known as Mezhrabpomfilm from 1928 on). Headed the studio’s animation department. Worked on creating advertisements and propaganda clips.

1927 – Debuted as a film director. Developed the so-called “album method” of animation together with I. Ivanov-Vano.

1930s – Worked at the Soyuzfilm studio (Moskinokombinat, Mosfilm).

Took part in exhibitions from 1933.

From 1935 on, devoted himself entirely to painting. Worked as a designer at the VSKhV [All-Union Agricultural Exhibition].

1941–1945 – Contributed to the TASS Windows propaganda posters.

But there is no longer a door. It is completely blocked up with broken pieces of the walls, with lumps and piles and heaps of glassy ice with red sparks. There is no way back, only forward. But where?
I, the Mother, I who live for a thousand cycles, I alone know where. I hear how we are hurtling towards Earth with a high-pitched whiz, a hundred times faster. Spinning; and everything is for this, and these last two, the man and the woman, have been fated to this by me. They are still alive, they are still people.
And I am a person. If I were not a person, if.. But I cannot say that aloud, and I know that I will smile at him now. There, I smiled…
“What did you do? What is that, the red thing over there?”
“That is Earth. I have turned towards Earth so that we… No, no, listen: there, on Earth, there is air. There are people, men and women, and they breathe all day long, all night long; they breathe as much as they want, and you don’t need to kill anymore there…
Yevgeny Zamyatin, “A Story about the Most Important Thing,” 1923
Ye. Zamyatin. Izbrannoe [Selected Works]. M.: Pravda, 1989 P. 220.

(Русский) Оставить комментарий