Саша Балашов - Артеология
Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

ArtistesСоколов Михаил Ксенофонтович

(1885, Ярославль – 1947, Москва)

График, живописец, педагог

1885, 6 сентября родился в Ярославле

1998 – 1904 учился на городских классах рисования в Ярославле у П.А.Романовского

1904 – 1907 учился в Строгановском высшем художественно-промышленном училище у С.В.Ноаковского и С.И.Ягужинского

1907 – 1909 служил матросом на Балтийском флоте

1909 – 1912 жил в Москве

1914 вторично призван во флот, служил матросом запаса при штабе в Петербурге

1916 – 1917 рисунки М.К.Соколова экспонировались на выставке «Мир искусства» в Петербурге и Москве

1918 участвовал в выставке Ярославского художественного общества; работал преподавателем в гимназии города Сергач Нижегородской губернии

1919 – 1920 руководил губернскими декоративными мастерскими при Ярославском губнаробразе, работал преподавателем в Государственных свободных художественных мастерских в Ярославле

1921 – 1922 работал преподавателем в Государственных художественных мастерских в Твери, затем в изостудии при Яхромской мануфактуре

1923 переехал в Москву; начал новые серии работ, в которых преобладало стремление к диалогу с историческими стилями рисования, в это же время уничтожил многие ранние работы

1923 – 1925 руководил студией ИЗО Пролеткульта в Москве

1925, 1929 по инициативе Н.М.Тарабукина в Государственной академии художественных наук прошли выставки и обсуждения работ М.К.Соколова; в это время преподавал в Московском государственном техникуме изобразительного искусства памяти 1905 года и в Ярославском художественно-педагогическом техникуме

1934 принят в Московское отделение Союза художников (МОСХ)

1935 в издательстве Academia вышла книга Вольтера «Орлеанская девственница» с иллюстрациями М.К.Соколова

1936 – 1938 работал преподавателем в Институте повышения квалификации живописцев и художников-оформителей Москвы при МОСХе

1938, 25 октября арестован и осуждён на 7 лет лагерей по статье 58 пункт 16; сослан на станцию Тайга

1943 освобождён досрочно по состоянию здоровья, переехал в Ярославль, затем в Рыбинск; работал над иллюстрациями к «Мёртвым душам», «Анне Карениной», «Медному всаднику» и другим произведениям, занимался живописью, графикой, преподавал рисование в Доме пионеров

1947 летом получил разрешение переехать в Москву

1947, 29 сентября умер в Москве

Произведения М.К.Соколова находятся в ГРМ, ГТГ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, крупнейшим собранием работ М.К.Соколова располагает Ярославский художественный музей


« У Соколова была манера работать циклами. Один из самых обширных и длительных был цикл женских портретов. По существу, это был один и тот же образ, мерещившийся его романтическому воображению. Это была его «Незнакомка». Она была сродни блоковской. Здесь и старинный покрой платья, плотно облегающий шелками упругий стан. Здесь и «шляпа с траурными перьями», и в «кольцах узкая рука» с нарочито длинными и тонкими пальцами. Соколов любил поэзию Александра Блока. <…> Сотни вариантов этого образа переливались нежными перламутровыми красками. Чаще всего это были пастели, реже акварели и огромное количество монохромных рисунков углем, тушью, карандашом. Образ был чужд современности. Казалось, он перешел к Соколову с полотен живописи XVIII столетия, получив декадентскую интерпретацию. Весь эстетизм Соколова вылился в этих воображаемых портретах. <…> Его художественные симпатии нередко определялись именно его эстетизмом. Благодаря ему он выделял на первое место «Камеристку» Рубенса, смаковал портреты лордов Ван Дейка, преклонялся перед «Fetes galantes» Ватто, из всего Пикассо искренне ценил только «Испанку», и одно время тема «Пьеро» занимала в его искусстве центральное место. Любимой книгой по изобразительному искусству были «Воображаемые портреты» Патера, самого утонченного эстета в искусствознании. <…> Он был предельно самоуверен. Он посещал все выставки с одной целью – сделать вывод, что никто не равняется ему. В своих суждениях о художниках был крайне невыдержан. Москва живет сплетнями, и, конечно, «mots» Соколова доходили до авторов. Это создавало ему много врагов. »

Николай Тарабукин. Материалы для биографии художника Михаила Соколова

Михаил Соколов в переписке и воспоминаниях современников / Сост., авт. предисл. и коммент. Н. П. Голенкевич. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 47–48. (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое. Вып. 6)

Sokolov, Mikhail Ksenofontovich
(b. 1885 Yaroslavl — d. 1947 Moscow) Painter and graphic artist

1900—1904: Studied at the Yaroslavl municipal drawing classes under P. Romanovsky.

1904—1907: Studied at Moscow’s Stroganov College of Art and Industry under S. Noakovsky and S. Yaguzhinsky.

Took part in exhibitions beginning in 1912, including those of the World of Art group.

1918: Taught in the town of Sergach.

1919—1922: Taught at the State Free Art Studios in Tver, Yaroslavl and Yakhroma.

1922—1925: Taught at the Proletkult art workshops in Moscow.

1925—1928: Taught at Yaroslavl Artistic and Pedagogical College and IPKH [The Institute of Advanced Training of Painters and Designers] in Moscow.

1936—1938: Taught at IPKH in Moscow.

1943—1947: Supervised an art studio at the Rybinsk House of Pioneers.

“Sokolov had a habit of working in cycles. One of the largest and longest was the cycle of women’s portraits. Actually, it was the same woman that captured his romantic imagination. This was his Stranger.
She resembled [Alexander] Blok’s character. She wore an old-fashioned silk dress that accentuated her waist. She wore a “hat with mournful feathers.” Her hand was narrow and had long thin fingers with rings. Sokolov loved Alexander Blok’s poetry. <…>
Hundreds of variations of this image are iridescent with soft mother-of-pearl colors. Often it was pastel, sometimes — watercolors. There was a great many of monochrome drawings in coal, ink and pencil.
The image had nothing to do with modern life. It seemed to have passed on to Sokolov from the paintings of the l8 century but interpreted in the decadent way. All of Sokolov’s aesthetism was expressed in these imaginary portraits. <…> It was his aesthetism that often determined his artistic preferences. That is why he put Rubens’ Portrait of Lady-in-waiting of the Infanta Isabella above all, cherished lords’ portraits by Van Dyck, worshipped Fetes galantes by Watteau, of all Picasso’s work he valued only The Spanish Woman, and for a while the theme of “Pierrot” was central to his art. His favorite book on art was Imaginary Portraits by Pater, the most sophisticated aesthete in the history in art. <…>
He was absolutely self-confident. He attended all exhibitions with one purpose only — to come to the conclusion that no one compared to him. He spoke his mind about other artists and didn’t hold back. Moscow breathes gossip and naturally, Sokolov’s comments reached the painters. It made him a lot of enemies. »

Nicolay Tarabukin, “Materials for the biography of the artist Mikhail Sokolov” Mikhail Sokolov in correspondence and memoirs of contemporaries. M.: Molodaya Gvardiya, 2003. Pp. 47—48.

(Русский) Оставить комментарий