Саша Балашов - Артеология
Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

консалтинг (Русский) ЮниКредит Банк

  • (Русский) В городе

    (Русский) художник:(Русский) Верейский Георгий Семенович (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:75,5 х 79 (Русский) год: 1922

     

  • (Русский) Натюрморт с охотничьей сумкой и ружьем

    (Русский) художник:(Русский) Удальцова Надежда Андреевна (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:96,5 х 96,5 (Русский) год: 1922

    (1886, Орел — 1961,Москва)
    Живописец, график

    1905-1908 училась в классах рисования и живописи К. Юона и И. Дудина, где преподавал также Н. Ульянов.

    1909-1911 посещала различные студии, в том числе К. Киша.

    1912 — 1913 продолжила художественное образование в Париже, в академии Ла Палетт под руководством А. Ле Фоконье, Ж. Метценже и Д. де Сегонзака.

    1913 работала в мастерской В. Татлина «На башне» в Москве.

    С 1914 участник выставок: 1914 «Бубновый валет»; 1915 «Трамвай В», «Левые течения», 1915-1916 «0.10»; 1916 «Магазин»; 1921-1922 «Мир искусства»; 1925 «Московские живописцы»; 1931 выставка художников группы «13».

    1916 член группы «Супремус».

    1918 ассистент К. Малевича.

    1918-1920 преподаватель Первых государственных свободных художественных мастерских;

    1920-1930 профессор Высших художественно-технических мастерских и Высшего художественно-технического института (Вхутемас-Вхутеин);

    1930-1932 работала в Московском текстильном институте;

    1932 — 1934 — в Московском полиграфическом институте.

    Наша критика подобна биржевикам, играющим на повышение и понижение акций, играя нашими именами, ничего не давая по существу ни искусству, ни публике, ни самим художникам. Скомпрометированные имена, не раз выказав себя невеждами в вопросах искусства, занимают ответственные места в журналах и питают сознание читающей публики. Если Москва может разобраться в вопросах искусства помимо статей, то провинция вполне во власти нашей критики, и вред, приносимый ею там, — непоправим. <…> Должны быть созданы условия, при которых заинтересованные художники могли бы защищать свою работу. Наша критика не в состоянии поставить ни одного вопроса искусства сегодняшнего дня, так как они в большинстве случаев — старые спецы, воспитанные на « Мире искусства », и передвижники и в понимании искусства наших дней ничего не могут сказать, кроме фраз о « четкой форме ». Критики любят играть в прятки и не замечают долгие годы десятки выставленных полотен; это возможно было в буржуазном обществе, где шла денежная спекуляция, а в нашем советском государстве такая игра недопустима. <…> Правильна установка на «новый реализм», и пролетарское искусство возможно, оно диктуется самой жизнью. Искусство по существу — Народное искусство, только правящие классы заставляли обслуживать себя. Настоящее искусство всегда близко народу и свои образы берет из народной массы и природы. Сейчас многие критики пришли к заключению, что современное искусство должно быть четким, графичным — и никакой природы. А на самом деле только из изучения природы и жизни можно продвинуть искусство вперед и уйти от старых образцов АХРР и надуманной стилистики ОСТа.

    Надежда Удальцова. Ответ на «Нашу анкету среди художников» (Удальцова Н. А. Жизнь русской кубистики. Дневники, статьи, воспоминания: Архив русского авангарда. М. Литературно-художественное агентство RA, 1994. С. 69-70.)



    Udaltsova, Nadezhda Andreyevna

    (b. 1886 Oryol – d. 1961 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1905–1908 – Took drawing and painting classes from K. Yuon and I. Dudin (N. UIyanov also taught there).

    1909–1911 – Studied at private studios, including the studio of K. Kish in Moscow.

    1912–1913 – Continued her artistic education at La Palette Academy in Paris under Jean Metzinger, Henri Le Fauconnier and Dunoyer de Segonzac.

    1913 – Worked in V. Tatlin’s Tower Studio in Moscow.

    Took part in exhibitions beginning in 1914, including: 1914 – Jack of Diamonds; 1915 – Tram V and Left Trends; 1915–1916 – Exhibition 0.10; 1916 – The Shop; 1921–1922 – World of Art; 1925 – Moscow Painters; 1931 – Thirteen group.

    1916 – A member of the Supremus Artists’ group.

    1918 – Assistant to K. Malevich.

    1918–1920 – Taught at the First State Free Art Studios.

    1920–1930 – Taught at Vkhutemas-Vkhutein [Higher Art and Technical Studios and Institute].

    1930–1932 – Worked at the Moscow Textile Institute.

    1932–1934 – Worked at the Moscow Polygraphic Institute.

    Our critics are like stockbrokers who speculate on a rise or a fall. Critics play with our names in the same way, and in reality give nothing to the art, to the public or to the artists themselves. People who have compromised themselves, who have been proven ignorant in questions of art time and again, hold senior positions in magazines and affect the minds of the reading public. Muscovites can understand matters of art without the input of these articles, but people in the province are completely in the critics’ power and the harm they do is irreversible. <…>  The conditions must be created in which artists under attack could defend their work.
    Our critics are incapable of raising a single question dealing with modern art because most of them are old specialists, raised on Mir Iskusstva [World of Art] style, and Peredvizhniki (The Itinerants group); they can’t understand modern art and are only able to talk about “exact form.” Critics love to play hide-and-seek and for years on end ignore dozens of paintings that are on exhibition. Now, it was possible to do this in bourgeois society, where financial speculation was involved, but in our Soviet state such games are inadmissible. <…>
    The goal of “a new realism” is right, and proletarian art is possible. It is dictated by life itself. Art in its essence is the People’s art; but the ruling classes made it serve themselves.
    Real art is always close to the people and takes its images from the people and from nature.
    Many critics have now come to the conclusion that modern art should be precise and graphic, without any nature at all. In reality, however, art can progress and abandon the old standards of AKhRR [The Association of Artists of Revolutionary Russia] and false styles of OST [The Society of Easel Painters] only by studying nature and life.
    Nadezhda Udaltsova, “Response to ‘Our questionnaire among artists”
    N.A. Udaitsova. Zhizn russkoy kubistiki. Dnevniki, statii, vospominaniya: Arkhiv russkogo avangarda [Life of Russian cubism. Diaries, articles, memoirs: Archive of the Russian avant-garde]. M.: Literaturno-hudozhestvennoye agentstvo RA, 1994. Pp. 69—70.

  • (Русский) Женщина в веках

    (Русский) художник:(Русский) Черкес Даниил Яковлевич (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:180 х 115 (Русский) год: (Русский) 1920-е

    (1899, Москва — 1971, Москва)
    Живописец, график, режиссер, художник анимационного кино, художник театра

    1917 поступил на физико-математический факультет Московского университета.

    1918-1923 учился во Вхутемасе. Работал художником-постановщиком в театре, в том числе у Вс. Мейерхольда, художником-графиком в различных издательствах, оформлял праздники в Москве и Нижнем Новгороде. Был одним из пионеров мультипликационного кино.

    1926 вошел в группу мультипликаторов (Ю. Меркулов, И. Иванов-Вано и др.) киностудии «Межрабпом-Русь» (с 1928 «Межрабпомфильм»). Руководил мультмастерской кинофабрики. Работал над созданием рекламных и агитационных роликов.

    1927 дебютировал как режиссер. Совместно с И. Ивановым-Вано разработал технологии «альбомного метода» и метода вырезной перекладки на штифтах.

    1930-е работал на фабрике «Союзфильм» (Москинокомбинат, Мосфильм).

    С 1933 участник выставок.

    С 1935 целиком посвятил себя живописи. Работал оформителем на ВСХВ.

    1941-1945 сотрудничал в «Окнах ТАСС».

    Но уже нет двери. Она завалена снаружи кусками расколотых стен — глыбы, груды, горы стеклянного льда в красных искрах. Назад нельзя, только-вперед. Куда?

    Я одна — я, Мать, живу тысячу кругов — я одна знаю, куда. Я слышу, как со свистом, в сто раз быстрее, мы мчимся навстречу Земле. Кружась – и ради этого всё, ради этого обречены мною эти двое последних, мужчина и женщина: они еще живы, еще люди.

    И я — человек. Если б не быть человеком, если б… Но вслух нельзя, и я знаю: я сейчас улыбнусь ему — вот! — я улыбнулась. <…>

    — Что ты сделала? Что это — там, красное?

    — Это — Земля. Я повернула к Земле — чтобы мы… Нет, нет, слушай: там, на Земле — воздух, там — люди, мужчины и женщины, и они все дышут целый день, целую ночь — сколько хотят, и там уже не надо убивать…

    Евгений Замятин. Рассказ о самом главном. 1923 (Замятин Е. И. Избранное. М.: Правда, 1989. c. 220.)


    Cherkes, Daniil Yakovlevich

    (b. 1899 Moscow – d. 1971 Moscow)

    Painter, graphic artist, director, animator, theater designer


    1917 – Entered the Moscow University (Department of Physics and Math).

    1918–1923 – Studied at Vkhutemas [Higher Art and Technical Studios]. Worked as a theater designer with Vsevolod Meyerhold, as a graphic artist in various publishing houses, and as a festivities decorator in Moscow and Nizhny Novgorod. Was one of the pioneers in the field of animated films.

    1926 – Worked with a group of animators (Yu. Merkulov, I. Ivanov-Vano and others) at the Mezhrabpom-Rus film studio (known as Mezhrabpomfilm from 1928 on). Headed the studio’s animation department. Worked on creating advertisements and propaganda clips.

    1927 – Debuted as a film director. Developed the so-called “album method” of animation together with I. Ivanov-Vano.

    1930s – Worked at the Soyuzfilm studio (Moskinokombinat, Mosfilm).

    Took part in exhibitions from 1933.

    From 1935 on, devoted himself entirely to painting. Worked as a designer at the VSKhV [All-Union Agricultural Exhibition].

    1941–1945 – Contributed to the TASS Windows propaganda posters.

    But there is no longer a door. It is completely blocked up with broken pieces of the walls, with lumps and piles and heaps of glassy ice with red sparks. There is no way back, only forward. But where?
    I, the Mother, I who live for a thousand cycles, I alone know where. I hear how we are hurtling towards Earth with a high-pitched whiz, a hundred times faster. Spinning; and everything is for this, and these last two, the man and the woman, have been fated to this by me. They are still alive, they are still people.
    And I am a person. If I were not a person, if.. But I cannot say that aloud, and I know that I will smile at him now. There, I smiled…
    “What did you do? What is that, the red thing over there?”
    “That is Earth. I have turned towards Earth so that we… No, no, listen: there, on Earth, there is air. There are people, men and women, and they breathe all day long, all night long; they breathe as much as they want, and you don’t need to kill anymore there…
    Yevgeny Zamyatin, “A Story about the Most Important Thing,” 1923
    Ye. Zamyatin. Izbrannoe [Selected Works]. M.: Pravda, 1989 P. 220.

  • (Русский) Пейзаж. Зима.

    (Русский) художник:(Русский) Древин Александр Давидович (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:83 х 70 (Русский) год: 1924

    (1889, г. Венден Лифляндской губ. — 1938,?)

    Живописец, график

    1908-1913 учился в Рижской городской художественной школе под руководством В. Пурвита.

    1915-1917 член объединения «Бубновый валет»,

    1919 — Ассоциации крайних новаторов живописи (АСКРИН).

    С 1912 участник выставок, в том числе: 1922 общества «Мир искусства»; 1925 объединения «Московские живописцы»; 1931 художников группы «13».

    1927 — 1932 член-учредитель Общества московских художников (ОМХ).

    1920-1930 профессор живописного факультета Высших художественно-технических мастерских и Высшего художественно-технического института (Вхутемас-Вхутеин). Член Российской (позднее Государственная) академии художественных наук (РАХН-ГАХН).

    1938 Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

    Что может быть для художника более необходимым, как чувствовать, что черпаешь силы из двух великих источников: сильная жизнь и сильная природа. 1922 — 1930 гг. — все эти 8 лет я сживался с природой с предельной для себя возможностью. И всегда меня поражало следующее: вещи слабо достигают цели. Не все то, что пишешь только с природы, является произведением искусства; мне стало ясно, что надо найти какой-то секрет выразительности, как бы в самом артисте должна произойти какая-то работа. С 1930 г. я начал серьезно работать над этой проблемой, я пытался писать ту же природу, но уже в мастерской, и странно, она стала постепенно превращаться в нечто другое; природа исчезла, а язык живописи усиливался, создавалась другая реальность. В этом году я пытался в Армении соединить эти два направления в нечто синтетическое, я начал замечать, с большим удовлетворением, что работа двигается. Я работал карандашом непосредственно с натуры, и оказалось, что мой глаз достиг остроты, которой я не замечал у себя раньше; все же моя предыдущая работа создала как бы основу для моих живописных работ.

    Александр Древин (Опубликовано: Творчество. 1934. № 4. Цит. по кн. Художники группы « Тринадцать ». (Из истории художественной жизни 1920 — 1930-х гт.) Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. c. 163.)

  • (Русский) Пейзаж с железнодорожным мостом

    (Русский) художник:(Русский) Древин Александр Давидович (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:90 х 119,5 (Русский) год: 1935

    (1889, г. Венден Лифляндской губ. — 1938,?)

    Живописец, график

    1908-1913 учился в Рижской городской художественной школе под руководством В. Пурвита.

    1915-1917 член объединения «Бубновый валет»,

    1919 — Ассоциации крайних новаторов живописи (АСКРИН).

    С 1912 участник выставок, в том числе: 1922 общества «Мир искусства»; 1925 объединения «Московские живописцы»; 1931 художников группы «13».

    1927 — 1932 член-учредитель Общества московских художников (ОМХ).

    1920-1930 профессор живописного факультета Высших художественно-технических мастерских и Высшего художественно-технического института (Вхутемас-Вхутеин). Член Российской (позднее Государственная) академии художественных наук (РАХН-ГАХН).

    1938 Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

    Что может быть для художника более необходимым, как чувствовать, что черпаешь силы из двух великих источников: сильная жизнь и сильная природа. 1922 — 1930 гг. — все эти 8 лет я сживался с природой с предельной для себя возможностью. И всегда меня поражало следующее: вещи слабо достигают цели. Не все то, что пишешь только с природы, является произведением искусства; мне стало ясно, что надо найти какой-то секрет выразительности, как бы в самом артисте должна произойти какая-то работа. С 1930 г. я начал серьезно работать над этой проблемой, я пытался писать ту же природу, но уже в мастерской, и странно, она стала постепенно превращаться в нечто другое; природа исчезла, а язык живописи усиливался, создавалась другая реальность. В этом году я пытался в Армении соединить эти два направления в нечто синтетическое, я начал замечать, с большим удовлетворением, что работа двигается. Я работал карандашом непосредственно с натуры, и оказалось, что мой глаз достиг остроты, которой я не замечал у себя раньше; все же моя предыдущая работа создала как бы основу для моих живописных работ.

    Александр Древин (Опубликовано: Творчество. 1934. № 4. Цит. по кн. Художники группы « Тринадцать ». (Из истории художественной жизни 1920 — 1930-х гт.) Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. c. 163.)

  • (Русский) В горах Армении

    (Русский) художник:(Русский) Древин Александр Давидович (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:91 х 120 (Русский) год: 1933

    (1889, г. Венден Лифляндской губ. — 1938,?)

    Живописец, график

    1908-1913 учился в Рижской городской художественной школе под руководством В. Пурвита.

    1915-1917 член объединения «Бубновый валет»,

    1919 — Ассоциации крайних новаторов живописи (АСКРИН).

    С 1912 участник выставок, в том числе: 1922 общества «Мир искусства»; 1925 объединения «Московские живописцы»; 1931 художников группы «13».

    1927 — 1932 член-учредитель Общества московских художников (ОМХ).

    1920-1930 профессор живописного факультета Высших художественно-технических мастерских и Высшего художественно-технического института (Вхутемас-Вхутеин). Член Российской (позднее Государственная) академии художественных наук (РАХН-ГАХН).

    1938 Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

    Что может быть для художника более необходимым, как чувствовать, что черпаешь силы из двух великих источников: сильная жизнь и сильная природа. 1922 — 1930 гг. — все эти 8 лет я сживался с природой с предельной для себя возможностью. И всегда меня поражало следующее: вещи слабо достигают цели. Не все то, что пишешь только с природы, является произведением искусства; мне стало ясно, что надо найти какой-то секрет выразительности, как бы в самом артисте должна произойти какая-то работа. С 1930 г. я начал серьезно работать над этой проблемой, я пытался писать ту же природу, но уже в мастерской, и странно, она стала постепенно превращаться в нечто другое; природа исчезла, а язык живописи усиливался, создавалась другая реальность. В этом году я пытался в Армении соединить эти два направления в нечто синтетическое, я начал замечать, с большим удовлетворением, что работа двигается. Я работал карандашом непосредственно с натуры, и оказалось, что мой глаз достиг остроты, которой я не замечал у себя раньше; все же моя предыдущая работа создала как бы основу для моих живописных работ.

    Александр Древин (Опубликовано: Творчество. 1934. № 4. Цит. по кн. Художники группы « Тринадцать ». (Из истории художественной жизни 1920 — 1930-х гт.) Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. c. 163.)

  • (Русский) Деревья

    (Русский) художник:(Русский) Ястржембский Антон Станиславович (Русский) техника:(Русский) Бумага, гуашь (Русский) размер:33 х 24,3 (Русский) год: (Русский) 1920-е

    (1884, Москва — 1960, Москва)
    Живописец, график

    1905 — 1913 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у А. Васнецова.

    С 1910 участник выставок, в их числе: 1910 «Союз молодежи», Москва; 1912 «Весенний салон», Москва; 1912 «Ослиный хвост», Москва; 1913 «Мишень», Москва; 1916 «Мир искусства», Москва; 1917 «Мир искусства», Петроград.

    1922-1925 член объединения «Маковец»;

    1929 — Общества московских художников (ОМХ);

    1933 — Союза художников России.

    1910 преподавал в Московском педагогическом институте;

    1919 — в студии живописи и рисования в Сокольниках;

    1921 — 1937 — в Государственных свободных художественных мастерских в Нижнем Новгороде.

    1922-1934 заведующий художественным отделом историко-революционного музея;

    1934-1937 директор Нижегородского художественного музея.

    1938-1941 и 1943 — 1958 преподавал в Московском текстильном институте (МТИ).

    Искусство, сохраняя народную мудрость, растущую из глуби седых веков и дающую художнику простор для проявления его личности в могучем и делающем творчестве, должно вести народ к высокой культуре познания и чувства, к участию в творчестве и к способности оценки и суждения. Искусство должно проникать [в] жизнь, придавая ей гармоническую и всеобъемлющую грацию. …Таким образом самый значительный из результатов, какого только достойна человеческая деятельность, требует объективного художественного созидания. Если жизнь и наука исследуют отдельные источники бытия, то только одно синтетически объективное искусство черпает из полной чаши его. Мы объективно переносим соотношение и связь вещей, представляя их именно такими, какими они понятны человеку, зная, что только в своей великой объективности образ не потеряет силы при всей дробности темных блужданий индивидуального чувства. Под объективным мы понимаем не безличие, не бесстрастную копию с природы, но искусство, прошедшее через творческое горнило властвующего над нею художника. Наше искусство исходит из страстных потребностей души, которой приходится собирать одиночные лучи света, рассеянные рефлектирующим мозгом современности. Мы видим конец искусства аналитического, и нашей задачей является собрать его разрозненные элементы в мощном синтезе.

    Василий Чекрыгин. Наш пролог [1921 — 1926] (Маковец. 1922 — 1926: Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. c. 55.

    Yastrzhembsky (Yastrzhemsky), Anton Stanislavovich
    (b. 1884 Moscow — d. 1960 Moscow) Painter and graphic artist

    1905—1913: Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture under A. Vasnetsov.

    Took part in exhibitions beginning in 1910, including: 1910 — Union of Youth, Moscow; 1912 — Spring Salon; 1912 — Donkey’s Tail; 1913 — Target; 1916 — World of Art, Moscow; 1917 — World of Art, Petrograd.

    1922 —1925: Member of the Makovets group.

    1929: Member of the Society of Moscow Artists.

    1933 — Member of the Russian Union of Artists.

    Taught at Moscow Pedagogical Institute in 1910;

    in 1919 — at the Studio of Painting and Drawing in Sokolniki, Moscow;

    in 1921—1937 — at the State Free Art Studios in Nizhny Novgorod.

    1922—1934: Director of the art department at the Museum of the Revolution and History.

    1934—1937: Director of the Museum of Fine Arts in Nizhny Novgorod.

    1938—1941 and 1943—1958: Taught at the Moscow Textile Institute (MTI).

    “Art keeps the people’s wisdom that comes from ancient times and gives an artist the opportunity of expressing his personality creatively. Art should lead people to the high culture of knowledge and feeling, to participation in the creative process and the ability to evaluate and form an opinion. Art must fill life, giving it harmony and overall grace.
    Therefore the most significant result that human actions are worth demand objective artistic creativity. If life and science study separate sources of existence, only art that is synthetically objective, takes from its full cup.
    We objectively transfer the relations and the connection between things, representing them in exactly the same way people can understand them, and knowing that only by retaining its great objectivity an image will not lose its power despite all the variations of dark wanderings of individual feeling. By objectivity we do not mean impersonality or an impassive copy from nature, but the art that has passed through the creative crucible of its author. Our art originates from the passionate need of the soul that has to gather separate rays of sunshine, dispersed by the reflexive brain of contemporary life. We are witnessing the end of analytical art, and our task is to gather its separate elements into a powerful synthesis.
    Vasily Chekrygin, “Our prologue (1921—1926)”
    Makovets. 1922—1926. Sbornik materilov po istorii obiyedineniya [collection of Materials on the History of the Makovets Society: 1922—1926]. M., 1994. p. 55

  • (Русский) Каменка. Вид сверху

    (Русский) художник:(Русский) Ермилова-Платова Ефросинья Федосеевна (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:85 х 71 (Русский) год: 1925

    (1895, село Каменка Таврической губ. — 1974, Москва)

    Живописец, график

    1914 поступила на историко-филологический факультет Московского университета.

    1914-1916 занималась рисунком в классах рисования и живописи К. Юона и И. Дудина.

    1917-1918 посещала студию И. Машкова.

    1919 участвовала в организации художественной студии, музея и плакатной мастерской в Никополе.

    С 1919-1921 работала в подотделе искусств Крымского народного отдела образования в Симферополе под руководством Я. Тугендхольда.

    C 1919 участник выставок, в их числе: 1919 выставка херсонских художников; 1932 выставка «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде; 1934 выставка в Клубе мастеров искусств в Москве совместно с мужем, Ф. Платовым; 1939, 1944 персональные выставки.

    1949 исключена из МОСХа.

    1992 персональная выставка в Выставочном зале «Кунцево», Москва.

    Точно не помню года, но неизгладимое впечатление произвела на меня выставка Гончаровой, Ларионова, Бурлюка, открывшаяся в Херсоне. Эта выставка на всю жизнь наложила отпечаток на мое творчество. Всегда мне очень нравились примитивисты. Джотто, Брейгель Мужицкий и современные французские художники. В сериях «Лица и улицы», «В парикмахерской», «На темы древнерусских фресок» — источники очевидны: народная роспись, вывеска, лубок, икона. Но это не более чем отправные точки.Неуемная фантазия, спонтанность самовыражения, органичный примитивизм Ермиловой-Платовой — надежное противоядие от стилизации, тем паче от эпигонства. «Свое все-все любимое» — ее координаты. «В детстве ухаживала за цветами». Цветы — полевые, садовые, экзотические — позже доминирующий мотив ее натюрмортов. «Красота Днепра, необыкновенные разливы, поездки на лодках, парусниках и маленьких катерах в город Никополь в бури и тихую погоду запечатлелись на всю жизнь». Слово «запечатлелись», по-видимому, точное. Вряд ли писала она свою Каменку на Днепре впрямую с натуры, весной и летом из года в год. Похоже, что шла по развилкам памяти, как бы обретая вновь и вновь ощущение себя в распахнутом просторе воды, степи и неба. Пространство, обладающее собственным притяжением, ее пространство соткано из «летучей материи»— сгущения и разряжения света, и организовано «линиями, выражающими четкую ясность деталей и легкую расплывчатость пейзажа». Идеал художника: «Линия японцев… Она может быть твердой, как металл, и мягкой, как пух. Она передает спокойное равновесие и стремительное движение. Линия держится в плоскости и в объеме».

    Ройтенберг О. О. Неужели кго-то вспомнил, что мы были… Из истории художественной жизни. 1925 — 1935 / Сост. И. А. Никифорова, В. Н. Шабалаева. М.: Галарт, 2004. С. 370, 372 — 373.

  • (Русский) Городской пейзаж с мостом

    (Русский) художник:(Русский) Зусман Леонид Павлович (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:100 х 140 (Русский) год: 1926

    (1906, Гродно — 1984, Москва)

    График, живописец

    1919-1923 посещал частные художественные студии Ф. Рерберга и А. Миганаджиана в Москве, стал вольнослушателем Первых государственных свободных художественных мастерских в классе И. Машкова.

    1924-1926 учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Ленинграде у К. Петрова-Водкина;

    1927-1929 в Высшем государственном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве у Д. Штеренберга.

    C 1928 участник выставок, в их числе: 1928 4-я выставка картин, рисунков и скульптуры ОСТ; 1929 Художественная выставка СССР в Нью-Йорке; 1931 Парижская выставка; 1938 советская выставка в Лондоне; 1966 первая персональная выставка в Москве. 1978 вторая персональная выставка в Москве.

    С 1931 работал как иллюстратор и оформитель книги, создавал декорации спектаклей в театрах Москвы, Киева, Одессы, Рыбинска.

    C 1944 сотрудничал в «Окнах ТАСС» и различных издательствах, был художественным редактором журнала «Вокруг света».

    1959 удостоен серебряной медали на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за оформление книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости».

    Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл ее я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их крут, тем она нужнее. И еще в ней выступает великая человеческая общность и преемственность, выражающиеся хотя бы в том, что мы, люди второй половины двадцатого века, летающие на огромных лайнерах, проникшие в космос и вступившие на Луну, так же как художник, отделенный от нас тремя столетиями, носивший пудреный парик и шелковые панталоны, веривший в Бога и почитавший короля, радуемся такому простому и прекрасному зрелищу, как простая тарелка, наполненная персиками с их бархатистой нежной кожицей, переливающейся голубыми и розовыми красками, или белый кувшинчик с синими узорами и воткнутым в него букетиком.

    Леонид Зусман. 1978 (Балашов С. Леонид Зусман. М.: Agey Tomesh, 2004. С. 16. Новая история искусства)



    Zusman, Leonid Pavlovich

    (b. 1906 Grodno – d. 1984 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1919–1923 – Studied at the private studios of F. Rerberg and A. Miganadjian in Moscow and audited classes at the First State Free Art Studios under I. Mashkov.

    1924–1926 – Studied at Vkhutein [The Higher Art and Technical Institute] in Leningrad under K. Petrov-Vodkin.

    1927–1929 – Studied at Vkhutein in Moscow under D. Shterenberg.

    Took part in exhibitions beginning in 1928, including: 1928 – Fourth Exhibition of Paintings, Drawings, and Sculpture by OST [Society for Easel Painting]; 1929 – USSR Art Exhibition in New York; 1931 – art exhibition in Paris; 1938 – the Soviet exhibition in London; 1966 – first personal exhibition in Moscow; 1978 – second personal exhibition in Moscow.

    From 1931 on – Worked as a book illustrator and designer, designed stage scenery for theaters in Moscow, Kiev, Odessa, and Rybinsk.

    From 1944 on – Worked on the TASS Windows propaganda posters, as well as in various publishing houses and as an art director of Vokrug Sveta [Around the World] magazine.

    1959 – Awarded a silver medal at the Leipzig Book Fair for his work on In Praise of Folly by Erasmus of Rotterdam.

    “The thought that a painting’s only value is in itself, is alien to me. I see its meaning in the images and associations it provokes; the more numerous and various they are, the more necessary the painting is. It also reflects the humans’ great community and continuity that is reflected in the very fact that we, people of the second half of the 20th century, who fly gigantic airplanes, travel in space and land on the Moon, can find pleasure in a simple and beautiful sight of a plate filled with peaches with tender velvety skin, with shades of pink and blue, or a white jar with blue ornaments and a bouquet of flowers — the same sight that might have delighted an artist who lived three centuries ago, wore a powdered wig and silk trousers, believed in God and honoured his King. »

    Leonid Zusman, 1978

    S.I. Balashov. Leonid Zusman. M.: Agey Tomesh, 2004. P. 16. (Novaya istoriya iskusstva [New History of Art]).

  • (Русский) Из цикла На маневрах

    (Русский) художник:(Русский) Лабас Александр Аркадьевич (Русский) техника:(Русский) Бумага, акварель (Русский) размер:27 х 34 (Русский) год: 1931

    (1900, Смоленск — 1983, Москва)
    Живописец, график, художник театра

    1907-1908 занимался в художественной студии В. Мушкетова в Смоленске.

    1912-1917 учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве у С. Ноаковского, Ф. Федоровского, Д. Щербиновского и параллельно в студиях Ф. Рерберга и И. Машкова.

    1918 продолжил обучение в Государственных свободных художественных мастерских у П. Кончаловского и Ф. Малявина.

    C 1921 участник выставок, в их числе: 1929 Художественная выставка СССР в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и Детройте; 1937 Всемирная выставка в Париже; 1939 Всемирная выставка в Нью-Йорке; 1976 персональная выставка в Москве.

    1925-1932 член-учредитель Общества станковистов (ОСТ).

    1920-1921 преподавал живопись в Государственных художественных мастерских в Екатеринбурге;

    1924 — 1929 — живопись и цветоведение в Высших художественно-технических мастерских и Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас — Вхутеин) в Москве.

    1930-е выполнял панорамы и диорамы, оформлял спектакли.

    Мне хотелось бы дожить до 2000 года, но, конечно, со способностью видеть, чувствовать, переживать, что уже очень трудно, почти невозможно, — но мне хотелось бы помечтать прожить весь ХХ век целиком, самый удивительный век, век потрясающих открытий, революций в жизни, науке, технике, искусстве. И все это было у меня на глазах. Все было реальным переживанием и во многом с моим непосредственным участием. В чем я уверен, так это в том, что с каждым десятилетием мои работы будут более и более понятны, ну а через 50 или 100 лет — вот тогда они зазвучат в полную силу, и все увидят в них наше время, которое, мне кажется, я удивительно чувствовал и умел разобраться в очень сложных явлениях нашего потрясающего ХХ века. Я рожден был удивительно точно во времени, мне этот век подходит как ни один другой.

    Александр Лабас. Москва, 1980-е (Государственный Русский музей представляет: Александр Лабас. Воспоминания / Сост. О. М. Бескина-Лабас / Альманах. Вып. 86. Спб.. Раlасе Editions 2004. С 123.)


    Labas, Alexander Arkadievich

    (b. 1900 Smolensk – d. 1983 Moscow)

    Painter, graphic artist and theater designer


    1907–1908 – Studied at the studio of V. Mushketov in Smolensk.

    1912– 1917 – Studied at Moscow Stroganov Higher College of Art and Industry under S. Noakovsky, F. Fyodorovsky and D. Shcherbinovsky, and at the same time at the studios of F. Rerberg and I. Mashkov.

    1918 – Entered SVOMAS [The State Free Art Studios] in Moscow under P. Konchalovsky and F. Malyavin. Took part in exhibitions beginning in 1921, including: 1929 – USSR Art Exhibitions in New York, Philadelphia, Boston and Detroit; 1937 – the World Fair in Paris; 1939 – the International Exhibition in New York; 1976 – personal exhibition

    in Moscow.

    1925–1932 – Co-founder and member of OST [Society for Easel Painting].

    1920–1921 – Taught painting at the State Art Studios in Yekaterinburg.

    1924–1929 – Taught painting and chromatics at Vkhutemas-Vkhutein [The Higher Art and Technical Studios and Institute] in Moscow.

    1930s – Worked on panoramic and dioramic designs and theater scenery.

    “I would like to live to the year 2000, but only if I could retain the ability to see, to feel, and to experience, which is already very difficult, almost impossible. But I’d like to at least dream of living through the entire 20th century, the most wonderful century ever, a century full of astounding discoveries and revolutions in life, science, technology, and art. And all this happened right before my eyes. Everything was a real experience, and I participated in much of it myself What I’m sure of is this: with every coming decade, my work will be better and better understood, and in, say, 50 or 100 years, it will ring out at flail strength. Everyone will see in my work our own time; I think I perceived it very well and was able to discern the meaning of the very complicated events of our breathtaking 20th century. I was born at an amazingly precise time: this century fits me like no other century.”
    Alexander Labas, Moscow, 1980s
    Gossudarstvennyi Russky muzei predstavlyaet: Aleksandr Labas. Vospominaniya [The state Russian Museum Presents: Alexander Labas. Memoirs] /Almanakh [Almanac], no. 86. SPb.: Palace Editions, 2004. P. 123.

  • (Русский) Набережная у МОГЭС

    (Русский) художник:(Русский) Софронова Антонина Федоровна (Русский) техника:(Русский) Бумага, гуашь (Русский) размер:30,8 х 41 (Русский) год: 1931

    (1892, с. Дросково Орловской губ. — 1966, Москва)
    Живописец, график

    1910-1913 училась в студии Ф. Рерберга;

    1913-1917 — в студии И. Машкова в Москве.

    1920-1921 преподавала в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. Автор теоретических статей по новому искусству.

    C 1914 участник выставок и экспонент объединений: 1914 «Бубновый валет»; 1917 «Мир искусства»; 1917 Московское товарищество художников; 1925 Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств в Париже; 1931 выставка группы «13»; 1962 персональная выставка в Центральном Доме литераторов в Москве.

    1923 Автор обложки книги Николая Тарабукина «От мольберта к машине».

    1931 член группы художников «13».

    С 1926 года [Софронова] пишет маслом пейзажи Москвы. Любила она ходить по ее улицам и много гуляла по набережным Москвы-реки; все эти места были недалеко от ее переулка (Большой Афанасьевский), расположенного между Арбатом и Пречистенкой (ныне Кропоткинской). Гуляя делала маленькие зарисовки бледным карандашом с пометочками цвета, а то и просто запоминала, в чем много тренировалась, живя в Дроскове. Затем дома она предварительно выполняла пейзаж сначала акварелью с белилами (которых образовалась тоже серия). В выборе мотивов городских видов ее больше тянуло к таким, в которых есть «уходящая» линия: например, она любила изображать набережные или мостовые и тротуары переулков. А также простор и много неба, реку, сквозные деревья (не нагруженные листвой); освещение мягкое, не дающее резких теней.

    Ирина Евстафьева (Художники группы « Тринадцать ». (Из истории художественной жизни 1920-1930-х гг.) / Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. С. 193.)



    Sofronova (Safronova), Antonina Fyodorovna

    (b. 1892 Village of Droskovo, Oryol guberniya – d. 1966 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1910–1913 – Studied in Moscow at the studio of F. Rerberg.

    1913–1917 – At I. Mashkov’s studio.

    1920–1921 – Taught at the State Free Art Studios in Tver. Author of several articles on the theory of new art.

    Took part in exhibitions beginning in 1914, including: 1914 – the Jack of Diamonds group; 1917 – the World of Art group and the Moscow Association of Artists; 1925 – the International Exhibition of Modern Decorative and Industrial Arts in Paris; 1931 – the Thirteen group; 1962 – personal exhibition in Moscow’s Central House of Writers.

    1923 – Designed the cover for Nikolai Tarabukin’s book From Easel to Machine.

    1931 – Member of the Thirteen group.

    “Since 1926 [Sofronova] began painting scenes of Moscow in oil. She loved to walk down Moscow’s streets and frequently took promenades along the Moskva River. All of these places were not far from where she lived, in BolshoyAfanasyevsky Lane, located between the Arbat and Prechistenka Street. <…> As Sofronova strolled along, she would make little sketches with faint pencil marks and indications of color, or sometimes simply remembered what she saw — she had practiced this hard while living in Droskovo. Returning home, she would paint the scene preliminarily in watercolors with whitewash (eventually producing a series of such paintings). In selecting which motifs of the city to paint, Sofronova was mostly attracted to those views which had a receding line. For example, she loved to paint riverfronts, city streets, and alley sidewalks. Her paintings were spacious, with lots of sky, river views, and trees with sparse foliage; the light was soft, with no sharply defined shadows.”
    Irina Yevstafieva, Antonina Sofronova
    Khudozhniki gruppy Trinadtsat. Iz istorii khudozhestvennoy zhizni 1920-1930-kh gg. [The Artists of the Thirteen group: From the History of Art in the 1920s—1930s]. M.: Sovetsky Khudozhnik, 1985. P. 193.

  • (Русский) Площадь у Каменного моста

    (Русский) художник:(Русский) Софронова Антонина Федоровна (Русский) техника:(Русский) Бумага, гуашь (Русский) размер:30,7 х 41,4 (Русский) год: 1931

    (1892, с. Дросково Орловской губ. — 1966, Москва)
    Живописец, график

    1910-1913 училась в студии Ф. Рерберга;

    1913-1917 — в студии И. Машкова в Москве.

    1920-1921 преподавала в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. Автор теоретических статей по новому искусству.

    C 1914 участник выставок и экспонент объединений: 1914 «Бубновый валет»; 1917 «Мир искусства»; 1917 Московское товарищество художников; 1925 Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств в Париже; 1931 выставка группы «13»; 1962 персональная выставка в Центральном Доме литераторов в Москве.

    1923 Автор обложки книги Николая Тарабукина «От мольберта к машине».

    1931 член группы художников «13».

    С 1926 года [Софронова] пишет маслом пейзажи Москвы. Любила она ходить по ее улицам и много гуляла по набережным Москвы-реки; все эти места были недалеко от ее переулка (Большой Афанасьевский), расположенного между Арбатом и Пречистенкой (ныне Кропоткинской). Гуляя делала маленькие зарисовки бледным карандашом с пометочками цвета, а то и просто запоминала, в чем много тренировалась, живя в Дроскове. Затем дома она предварительно выполняла пейзаж сначала акварелью с белилами (которых образовалась тоже серия). В выборе мотивов городских видов ее больше тянуло к таким, в которых есть «уходящая» линия: например, она любила изображать набережные или мостовые и тротуары переулков. А также простор и много неба, реку, сквозные деревья (не нагруженные листвой); освещение мягкое, не дающее резких теней.

    Ирина Евстафьева (Художники группы « Тринадцать ». (Из истории художественной жизни 1920-1930-х гг.) / Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. С. 193.)



    Sofronova (Safronova), Antonina Fyodorovna

    (b. 1892 Village of Droskovo, Oryol guberniya – d. 1966 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1910–1913 – Studied in Moscow at the studio of F. Rerberg.

    1913–1917 – At I. Mashkov’s studio.

    1920–1921 – Taught at the State Free Art Studios in Tver. Author of several articles on the theory of new art.

    Took part in exhibitions beginning in 1914, including: 1914 – the Jack of Diamonds group; 1917 – the World of Art group and the Moscow Association of Artists; 1925 – the International Exhibition of Modern Decorative and Industrial Arts in Paris; 1931 – the Thirteen group; 1962 – personal exhibition in Moscow’s Central House of Writers.

    1923 – Designed the cover for Nikolai Tarabukin’s book From Easel to Machine.

    1931 – Member of the Thirteen group.

    “Since 1926 [Sofronova] began painting scenes of Moscow in oil. She loved to walk down Moscow’s streets and frequently took promenades along the Moskva River. All of these places were not far from where she lived, in BolshoyAfanasyevsky Lane, located between the Arbat and Prechistenka Street. <…> As Sofronova strolled along, she would make little sketches with faint pencil marks and indications of color, or sometimes simply remembered what she saw — she had practiced this hard while living in Droskovo. Returning home, she would paint the scene preliminarily in watercolors with whitewash (eventually producing a series of such paintings). In selecting which motifs of the city to paint, Sofronova was mostly attracted to those views which had a receding line. For example, she loved to paint riverfronts, city streets, and alley sidewalks. Her paintings were spacious, with lots of sky, river views, and trees with sparse foliage; the light was soft, with no sharply defined shadows.”
    Irina Yevstafieva, Antonina Sofronova
    Khudozhniki gruppy Trinadtsat. Iz istorii khudozhestvennoy zhizni 1920-1930-kh gg. [The Artists of the Thirteen group: From the History of Art in the 1920s—1930s]. M.: Sovetsky Khudozhnik, 1985. P. 193.

  • (Русский) Набережная Москвы-реки

    (Русский) художник:(Русский) Софронова Антонина Федоровна (Русский) техника:(Русский) Бумага, гуашь (Русский) размер:31,3 х 40 (Русский) год: 1931

    (1892, с. Дросково Орловской губ. — 1966, Москва)
    Живописец, график

    1910-1913 училась в студии Ф. Рерберга;

    1913-1917 — в студии И. Машкова в Москве.

    1920-1921 преподавала в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. Автор теоретических статей по новому искусству.

    C 1914 участник выставок и экспонент объединений: 1914 «Бубновый валет»; 1917 «Мир искусства»; 1917 Московское товарищество художников; 1925 Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств в Париже; 1931 выставка группы «13»; 1962 персональная выставка в Центральном Доме литераторов в Москве.

    1923 Автор обложки книги Николая Тарабукина «От мольберта к машине».

    1931 член группы художников «13».

    С 1926 года [Софронова] пишет маслом пейзажи Москвы. Любила она ходить по ее улицам и много гуляла по набережным Москвы-реки; все эти места были недалеко от ее переулка (Большой Афанасьевский), расположенного между Арбатом и Пречистенкой (ныне Кропоткинской). Гуляя делала маленькие зарисовки бледным карандашом с пометочками цвета, а то и просто запоминала, в чем много тренировалась, живя в Дроскове. Затем дома она предварительно выполняла пейзаж сначала акварелью с белилами (которых образовалась тоже серия). В выборе мотивов городских видов ее больше тянуло к таким, в которых есть «уходящая» линия: например, она любила изображать набережные или мостовые и тротуары переулков. А также простор и много неба, реку, сквозные деревья (не нагруженные листвой); освещение мягкое, не дающее резких теней.

    Ирина Евстафьева (Художники группы « Тринадцать ». (Из истории художественной жизни 1920-1930-х гг.) / Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. С. 193.)



    Sofronova (Safronova), Antonina Fyodorovna

    (b. 1892 Village of Droskovo, Oryol guberniya – d. 1966 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1910–1913 – Studied in Moscow at the studio of F. Rerberg.

    1913–1917 – At I. Mashkov’s studio.

    1920–1921 – Taught at the State Free Art Studios in Tver. Author of several articles on the theory of new art.

    Took part in exhibitions beginning in 1914, including: 1914 – the Jack of Diamonds group; 1917 – the World of Art group and the Moscow Association of Artists; 1925 – the International Exhibition of Modern Decorative and Industrial Arts in Paris; 1931 – the Thirteen group; 1962 – personal exhibition in Moscow’s Central House of Writers.

    1923 – Designed the cover for Nikolai Tarabukin’s book From Easel to Machine.

    1931 – Member of the Thirteen group.

    “Since 1926 [Sofronova] began painting scenes of Moscow in oil. She loved to walk down Moscow’s streets and frequently took promenades along the Moskva River. All of these places were not far from where she lived, in BolshoyAfanasyevsky Lane, located between the Arbat and Prechistenka Street. <…> As Sofronova strolled along, she would make little sketches with faint pencil marks and indications of color, or sometimes simply remembered what she saw — she had practiced this hard while living in Droskovo. Returning home, she would paint the scene preliminarily in watercolors with whitewash (eventually producing a series of such paintings). In selecting which motifs of the city to paint, Sofronova was mostly attracted to those views which had a receding line. For example, she loved to paint riverfronts, city streets, and alley sidewalks. Her paintings were spacious, with lots of sky, river views, and trees with sparse foliage; the light was soft, with no sharply defined shadows.”
    Irina Yevstafieva, Antonina Sofronova
    Khudozhniki gruppy Trinadtsat. Iz istorii khudozhestvennoy zhizni 1920-1930-kh gg. [The Artists of the Thirteen group: From the History of Art in the 1920s—1930s]. M.: Sovetsky Khudozhnik, 1985. P. 193.

  • (Русский) Пастух

    (Русский) художник:(Русский) Щипицын Александр Васильевич (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:64 х 85 (Русский) год: 1935

    (1897, Нижний Новгород — 1943, Москва)

    Живописец

    1921-1925 учился в Нижегородском государственном художественном техникуме у А. Куприна;

    1925-1930 — в Высших художественно-технических мастерских и Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас-Вхутеин) у А. Древина, Р. Фалька, Д. Штеренберга.

    1929-1932 принимал участие в работе В. Татлина над конструкцией «Летатлин» в его мастерской в башне Новодевичьего монастыря.

    С 1929 участник выставок. Член объединения «Рост», Общества станковистов (ОСТ), Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).

    Как Щипицын писал, я никогда не видела, но мой отец, который считал его мастером живописи и живописной техники, рассказывал о том, как Щипицын работал. Он не писал с натуры, поэтому не работал кистью каждый день, а обдумывал вещь. И когда, по-видимому, решал ее для себя, ставил в середине комнаты табуретку с палитрой и ящиком с красками и мольберт с чистым холстом, так, чтобы, проходя от двери к столу и обратно, натыкаться на эту табуретку и перешагивать через нее. Таким образом сами краски и холст заставляли его начать работу, потому что мешали жить в комнате. С этого момента он пропадал на неделю или дней на десять. Наши знали, что он работает. За это время он оканчивал картину и почти никогда после к ней больше не прикасался.Палитра у Щипицына была небольшая, полированная и чистая. Он любил писать круглыми колонковыми кистями. Писал сначала густыми красками, втирая их в грунт, а потом лессировал. Относился к краскам бережно, как старые мастера. Он никогда не выдавливал на палитру все цвета сразу, заранее, а только по мере необходимости. Терпеть не мог неопределенной красочной мешанины, которую называют «фузой». Щипицын был учеником Владимира Евграфовича Татлина и впитал в себя татлинское понимание культуры материала. Холсты он грунтовал сам, хотя есть работы, написанные на французском грунтованном холсте. Иногда писал с добавлением воска.

    Софья Зеленская (Александр Васильевич Щицицын. 1896-1943: Каталог. М.. Советский художник, 1982. С. 8, 10.)

    Shchipitsyn, Alexander Vasilievich

    (b. 1897 Nizhny Novgorod – d. 1943 Moscow)

    Painter

    1921–1925 – Studied at Nizhny Novgorod State Art School under A. Kuprin.

    1925–1930 – Studied at Vkhutemas-Vkhutein [Higher Art and Technical Studios and Institute] under A. Drevin, R. Falk, and D. Shterenberg.

    1929–1932 – Participated in V. Tatlin’s work constructing the famous Letatlin human-powered flight machine in Tatlin’s studio in the tower of Novodevichy Convent.

    Took part in exhibitions beginning in 1929. Member of the Growth group, OST [The Society of Easel Painting] and RAPKh [The Russian Association of Proletarian Artists].

    “I never personally witnessed Shchipitsyn in the process of painting, but my father, who considered him to be a master painter, used to recount how Shchipitsyn worked. He did not paint from life, so he did not turn to the brush every day, but would take time to think things through. Whenever he came to a decision about how he wanted to paint something, he would put a stool and an easel with a clean canvas in the middle of the room. On the stool he would place a palette and a box of paints. This way, he would have to encounter the stool and step over it each time he walked from the door to the table or vice versa. Thus, the paints and canvas forced him to start working because they interfered with his movement around the room. From that moment on, he would disappear for a week or maybe ten days. Our family knew that he was engaged in his work. He would complete his painting in that time frame and almost never return to it again.Shchipitsyn’s palette was small, polished and clean. He loved to paint using round sable-hair brushes. He would first paint with thick paints, rubbing them into the primed canvas, and then would glaze them over. He was very careful with his paints, as were the master painters of old. He never squeezed all of the colours out onto the palette together in advance, but only as he had need of each one. He couldn’t stand it when the paints were mixed together indiscriminately. Shchipitsyn had studied under Vladimir Yevgrafovich Tatlin and shared Tatlin’s understanding of materials. He usually primed his canvases himself, although some of his works are painted on French pre-primed canvases. Sometimes he would add wax to his paints.”

    Sofia Zelenskaya

    “Alexander Vasilievich Shchipitsyn. 1896—1943.” Katalog [calaloguel. M.: Sovetsky Khudozhnik, 1982. Pp. 8, 10.

  • (Русский) Царские Ваньки-Маньки

    (Русский) художник:(Русский) Чеботарев Константин Константинович (Русский) техника:(Русский) Бумага, масло (Русский) размер:37,9 х 44,1 (Русский) год: 1935

    (1892, г. Юрминск Уфимской губ. — 1974, Москва)

    Живописец, график, художник театра

    1910-1917 учился в Казанской художественной школе.

    1922 окончил Казанский высший художественно-технический институт.

    1918 организатор группы казанских художников «Подсолнечник».

    С 1914 участник выставок, в их числе: 1925 2-я изовыставка лабораторно-производственных работ ЛЕФа, Казань.

    1921– 1926 преподавал в Казанском высшем художественно-промышленном институте.

    1923-1926 работал в молодежном революционном театре КЭМСТ (Казанские экспериментальные мастерские современного театра).

    C 1926 работал в Москве.

    На веках некотором государстве царь да ише другой мужичонко исполу промышляли. И поначалу все было добрым порядком. Вместях по рыболовным становищам болтаются, где кака питва идет, тут уж они первым бесом. Царь за рюмку, мужик за стакан. Мужичонка на имя звали Капитан. Он и на квартире стоял от царя рядом. Осенью домой с моря воротяцца, и сейчас царь по гостям с визитами заходит, по главным начальникам. Этот Капитонко и повадился с царем. Его величию и не по нраву стало. Конешно, это не принято. Оногды императора созвали ко главному сенатору на паркет. Большой стол идет: питье, еда, фрелины песни играют. Государь в большом углу красуется. В одной ручки у его четвертна, другой рукой фрелину зачалил. Корона съехала на ухо, мундер снят, сидит в одном жилету. Рад и тому, бажоной, што приятеля нету. Вот пир к концу заприходил. Царицы Аграфены пуще всех в голову вином ударило. И как только ейной адъютант Королев в гармонь заиграл, она вылезла середка залы и заходила с платочком, запритаптывала…

    Борис Шергин. Золоченые лбы (Шергин Б. В. Веселье сердечное. М.: ОГИ, 2006. С. 200.)

    Chebotarev, Konstantin Konstantinovich

    (b. 1892 Yurminsk, Ufa guberniya – d. 1974 Moscow)

    Painter, graphic artist and theater designer

    1910–1917 – Studied at Kazan Art School.

    1922 – Graduated from Kazan Higher Artistic and Technical Institute.

    1918 – Organized the Sunflower group of artists in Kazan.

    Took part in exhibitions beginning in 1914, including the 2nd Exhibition of Laboratory and Industrial Works produced by the Left Front of the Arts (LEF) in Kazan in 1925.

    1921–1926 – Taught at Kazan Higher Institute for Art and Industry.

    1923–1926 – Worked at KEMST [The Kazan Experimental Studios of Modern Theater].

    Worked in Moscow from 1926 on.

    “Once upon a time in a faraway kingdom there lived a king and another fellow. At first everything was fine. They fished together, and whenever there was any drinking, they were the first to join in.

    If the king took a glass in his hand, that fellow took a glass as well. The fellow’s name was Kapiton. He even lived next door to the king.

    One autumn they return from the sea, and the king goes to call on his most important lords. This Kapiton fellow follows after the king. His Majesty didn’t like this. It was not an acceptable thing to do.

    Once the king was invited to a banquet at the chief Senator’s house. There was a big table with plenty to eat and drink, and the ladies-in-waiting were singing songs. The king was showing off in a corner with a glass of vodka in one hand and his other arm around a lady-in-waiting’s waist. His crown was crooked, and he had taken off his uniform and was sitting in only his vest. He was also happy that his friend was nowhere near.

    As the feast was coming to an end, the wine went to Queen Agrafena’s head most of all. And as soon as her adjutant Korolyov began to play the accordion, she went to the center of the hail and started dancing…”

    Boris Shergin, “The Gilded Foreheads”

    B.V. Shergin. Veseliye serdechnoe IHearty Merriment]. M.:OGI, 2006. P. 200.

  • (Русский) На веках невкотором осударстве царь да ише другой мужичонко исполу промышляли

    (Русский) художник:(Русский) Чеботарев Константин Константинович (Русский) техника:(Русский) Бумага, масло (Русский) размер:38,1 х 44,3 (Русский) год: 1935

    (1892, г. Юрминск Уфимской губ. — 1974, Москва)

    Живописец, график, художник театра

    1910-1917 учился в Казанской художественной школе.

    1922 окончил Казанский высший художественно-технический институт.

    1918 организатор группы казанских художников «Подсолнечник».

    С 1914 участник выставок, в их числе: 1925 2-я изовыставка лабораторно-производственных работ ЛЕФа, Казань.

    1921– 1926 преподавал в Казанском высшем художественно-промышленном институте.

    1923-1926 работал в молодежном революционном театре КЭМСТ (Казанские экспериментальные мастерские современного театра).

    C 1926 работал в Москве.

    На веках некотором государстве царь да ише другой мужичонко исполу промышляли. И поначалу все было добрым порядком. Вместях по рыболовным становищам болтаются, где кака питва идет, тут уж они первым бесом. Царь за рюмку, мужик за стакан. Мужичонка на имя звали Капитан. Он и на квартире стоял от царя рядом. Осенью домой с моря воротяцца, и сейчас царь по гостям с визитами заходит, по главным начальникам. Этот Капитонко и повадился с царем. Его величию и не по нраву стало. Конешно, это не принято. Оногды императора созвали ко главному сенатору на паркет. Большой стол идет: питье, еда, фрелины песни играют. Государь в большом углу красуется. В одной ручки у его четвертна, другой рукой фрелину зачалил. Корона съехала на ухо, мундер снят, сидит в одном жилету. Рад и тому, бажоной, што приятеля нету. Вот пир к концу заприходил. Царицы Аграфены пуще всех в голову вином ударило. И как только ейной адъютант Королев в гармонь заиграл, она вылезла середка залы и заходила с платочком, запритаптывала…

    Борис Шергин. Золоченые лбы (Шергин Б. В. Веселье сердечное. М.: ОГИ, 2006. С. 200.)

    Chebotarev, Konstantin Konstantinovich

    (b. 1892 Yurminsk, Ufa guberniya – d. 1974 Moscow)

    Painter, graphic artist and theater designer

    1910–1917 – Studied at Kazan Art School.

    1922 – Graduated from Kazan Higher Artistic and Technical Institute.

    1918 – Organized the Sunflower group of artists in Kazan.

    Took part in exhibitions beginning in 1914, including the 2nd Exhibition of Laboratory and Industrial Works produced by the Left Front of the Arts (LEF) in Kazan in 1925.

    1921–1926 – Taught at Kazan Higher Institute for Art and Industry.

    1923–1926 – Worked at KEMST [The Kazan Experimental Studios of Modern Theater].

    Worked in Moscow from 1926 on.

    “Once upon a time in a faraway kingdom there lived a king and another fellow. At first everything was fine. They fished together, and whenever there was any drinking, they were the first to join in.

    If the king took a glass in his hand, that fellow took a glass as well. The fellow’s name was Kapiton. He even lived next door to the king.

    One autumn they return from the sea, and the king goes to call on his most important lords. This Kapiton fellow follows after the king. His Majesty didn’t like this. It was not an acceptable thing to do.

    Once the king was invited to a banquet at the chief Senator’s house. There was a big table with plenty to eat and drink, and the ladies-in-waiting were singing songs. The king was showing off in a corner with a glass of vodka in one hand and his other arm around a lady-in-waiting’s waist. His crown was crooked, and he had taken off his uniform and was sitting in only his vest. He was also happy that his friend was nowhere near.

    As the feast was coming to an end, the wine went to Queen Agrafena’s head most of all. And as soon as her adjutant Korolyov began to play the accordion, she went to the center of the hail and started dancing…”

    Boris Shergin, “The Gilded Foreheads”

    B.V. Shergin. Veseliye serdechnoe IHearty Merriment]. M.:OGI, 2006. P. 200.

  • (Русский) Сон

    (Русский) художник:(Русский) Чупятов Леонид Терентьевич (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:102,5 х 125 (Русский) год: 1936

     

  • (Русский) Пейзаж

    (Русский) художник:(Русский) Коротеев Василий Андреевич (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:42,5 х 51,5 (Русский) год: (Русский) 1950-е

    (1906, Красноармейск — 1969, Москва)

    Живописец, график

    1906 13 января Василий Андреевич Коротеев родился в селе Гришино, ныне – город Красноармейск Донецкой области, Украина, в семье железнодорожного служащего

    1913 после переезда семьи в город Елец поступил в гимназию, преобразованную с течением времени в единую трудовую школу

    1919 направлен на учёбу в Москву во ВХУТЕМАС. Решение о необходимости получения им профессионального художественного образования было принято руководством школы после того, как он выполнил скульптурный портрет Максима Горького для местного Клуба железнодорожников

    1920 бросил учёбу во ВХУТЕМАСе, некоторое время бродяжничал и вскоре поступил в интернат при 1-й Образцовой типографии

    1921 – 1925 учился в Государственной школе печатного дела ИЗО Напркомпроса при 1-й Образцовой типографии у С.В.Герасимова, М.А.Доброва, Л.Ф.Жегина, М.С.Родионова, Н.М.Чернышёва

    1925 после окончания учёбы в течение некотрого времени работал художником-литографом в 1-й Образцовой типографии

    1926 вступил в художественную группу “Путь живописи”

    1927 участвовал в первой выставке группы “Путь живописи”, состоявшейся в Москве, на частной квартире Макария Амвросьевича Прохорова в Серебряном переулке

    1928 участвовал в выставке московской группы “Путь живописи”, организованной в Париже, в галерее Billiet, с последующим показом картин в Лондоне и Брюсселе

    1930 участвовал во второй (фактически – третьей и последней) выставке группы “Путь живописи”, состоявшейся в Москве, в Доме учёных на Пречистенке

    с конца 1920-х совместно с Л.Ф.Жегиным, В.Е.Пестель, В.И.Губиным работал художником-оформителем по договорам с различными организациями, что стало для него основным источником заработка

    1938 – 1939 работал художником-оформителем в Государственном Историческом музее в Москве

    1941 участник Великой Отечественной войны

    1944 получил ранение, лежал в госпитале, был мобилизован, с этого времени возобновил занятия живописью

    1945 начал большой цикл пейзажей Воробьёвых гор, над которым работал до последних лет жизни

    1949 – 1951 работал художником-оформителем на Московской скульптурной фабрике, одновременно работал декоратором в Зелёном театре Парка Культуры и Отдыха имени Горького

    1952 – 1953 работал художником-оформителем в Антропологическом музее в Москве

    1953 работал художником-оформителем павильона “Земледелие” на ВСХВ

    1954 зачислен художником декоративно-оформительских мастерских Московского областного художественного фонда

    1954 – 1957 работал художником на Московском Художественном комбинате

    1955 – 1966 работал художником в художественно-оформительских мастерских ВСХВ (ВДНХ), участвовал в оформлении павильонов “Цветоводство”, “Земледелие”, “Машиностроение”, “Строительство” и др.

    1958 принял участие в выставке художников производственно-технических мастерских ВСХВ

    1969 25 января Василий Андреевич Коротеев скончался в Москве

    1970 работы Василия Андреевича Коротеева экспонировались на выставке живописи и графики группы “Путь живописи” в Московском энергитическом институте, организованной дочерью художника, Надеждой Васильевной Коротеевой

    1974 13 марта состоялся Творческий вечер с групповой выставкой, посвящённой художникам 1920-х годов – членам группы “Путь живописи” и “Маковец” в Доме художника в Москве

    1977 31 октября состоялся Творческий вечер с выставкой “Художники первой пятилетки”, проведённый Клубами искусствоведов и живописцев в Доме художника в Москве

    1989 17 мая состоялся вечер памяти художника В.А.Коротеева с выставкой в Доме художника в Москве

    1995 в Москве, в Выставочном зале “Тушино” прошла выставка объединения художников “Путь живописи”

    Он [П. Флоренский] побывал на нашей маленькой выставке «Путь живописи», устроенной в частной квартире в Серебряном переулке. Это было в 1927 году. Работы моего приятеля П. Бабичева Ф[лоренскому] не понравились, они показались ему слишком импрессионистическими — он стремился к большей конструктивности. «Здесь все плывет», — заметил он. С такой оценкой я никак не соглашался — Бабичев, по-моему, конечно, был живописец и потому умел организовать форму.

    Затем обратился к пастели В. Коротеева — женская фигура в рост — очень красивая по цвету. Он указал на своеобразие и мотивированность цветового решения — вся фигура была дана в очень легком охристо-розовом тоне, а голова в светло-зеленоватых оттенках, Ф[лоренский] объяснил: тело как выражение пола, и голова — это две различные сферы, и здесь это выражено в цвете: зеленый цвет дематериализует, это связывается с интеллектом, со сферой головы.

    Лев Жегин. Воспоминания о П. А. Флоренском (Маковец. 1922 — 1926. Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. С. 105)



    Koroteyev, Vasily Andreyevich

    (b. 1906 Village of Grishino (Krasnoarmeysk), Ukraine – d. 1969 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1920–1925 – Studied at the State Typography School attached to the First Model Printshop under S. Gerasimov, M. Dobrov, L. Zhegin, M. Rodionov and N. Chernyshov in Moscow.

    1925–1932 – Chromolithograph artist at the same printshop.

    1926–1930 – Member of the Path of Painting group.

    Took part in exhibitions beginning in 1927, including: 1927 – 1st Exhibition of Paintings and Drawings by Path of Painting, Moscow; 1928 – Path of Painting exhibition in Paris; 1930 – 2nd Exhibition of Paintings and Drawings by Path of Painting in Moscow; 1958 – Art Exhibition of industrial and technical studios at VSKhV [All-Union Agricultural Exhibition; later renamed VDNKh (The Exhibition of Achievements of the National Economy)], Moscow.

    Later worked as an artist and designer at the Moscow Sculpture Factory, CPKiO [Gorky Central Park of Culture and Rest] Open Air Theatre, and the Museums of History and Anthropology.

    1953–1966 – Worked at VDNKh.

    “He [Pavel Florensky] paid a visit to the small Path of Painting exhibition which we had set up in a private flat at Serehryanny Lane. This was in 1927. Florensky did not like the works of my friend P. Babichev, finding them to be too impressionistic, whereas he himself strove for greater structuralism. “Everything is drifting here,” he noted. I could in no way agree with his evaluation. In my eyes, Bahichev was of course a painter, and this meant that he knew how to organize forms.

    Then Florensky examined a work by V. Koroteyev — a full-sized female figure painted in beautiful colours. He pointed out the originality and consistency of the colour scheme: the entire body was of a very light brownish-pink hue, while the head was light green. Plorensky explained that the body is the expression of the sex, whereas the head relates to a completely different realm, and that this difference was expressed with the colours: green dematerializes and ties into intellect, which is the realm of the head.

    Lev Zhegin, “Memories of P.A. Florensky”

    Makovets. 1922—1926. Sbornik materialov po istorii obyedineniya [Collection of Materials on the History of the Makovets society: 1922—1 926]. M., 1994. P. 101.

  • (Русский) Сосна

    (Русский) художник:(Русский) Коротеев Василий Андреевич (Русский) техника:(Русский) Холст, масло (Русский) размер:41 х 57 (Русский) год: (Русский) Без даты

    (1906, Красноармейск — 1969, Москва)

    Живописец, график

    1906 13 января Василий Андреевич Коротеев родился в селе Гришино, ныне – город Красноармейск Донецкой области, Украина, в семье железнодорожного служащего

    1913 после переезда семьи в город Елец поступил в гимназию, преобразованную с течением времени в единую трудовую школу

    1919 направлен на учёбу в Москву во ВХУТЕМАС. Решение о необходимости получения им профессионального художественного образования было принято руководством школы после того, как он выполнил скульптурный портрет Максима Горького для местного Клуба железнодорожников

    1920 бросил учёбу во ВХУТЕМАСе, некоторое время бродяжничал и вскоре поступил в интернат при 1-й Образцовой типографии

    1921 – 1925 учился в Государственной школе печатного дела ИЗО Напркомпроса при 1-й Образцовой типографии у С.В.Герасимова, М.А.Доброва, Л.Ф.Жегина, М.С.Родионова, Н.М.Чернышёва

    1925 после окончания учёбы в течение некотрого времени работал художником-литографом в 1-й Образцовой типографии

    1926 вступил в художественную группу “Путь живописи”

    1927 участвовал в первой выставке группы “Путь живописи”, состоявшейся в Москве, на частной квартире Макария Амвросьевича Прохорова в Серебряном переулке

    1928 участвовал в выставке московской группы “Путь живописи”, организованной в Париже, в галерее Billiet, с последующим показом картин в Лондоне и Брюсселе

    1930 участвовал во второй (фактически – третьей и последней) выставке группы “Путь живописи”, состоявшейся в Москве, в Доме учёных на Пречистенке

    с конца 1920-х совместно с Л.Ф.Жегиным, В.Е.Пестель, В.И.Губиным работал художником-оформителем по договорам с различными организациями, что стало для него основным источником заработка

    1938 – 1939 работал художником-оформителем в Государственном Историческом музее в Москве

    1941 участник Великой Отечественной войны

    1944 получил ранение, лежал в госпитале, был мобилизован, с этого времени возобновил занятия живописью

    1945 начал большой цикл пейзажей Воробьёвых гор, над которым работал до последних лет жизни

    1949 – 1951 работал художником-оформителем на Московской скульптурной фабрике, одновременно работал декоратором в Зелёном театре Парка Культуры и Отдыха имени Горького

    1952 – 1953 работал художником-оформителем в Антропологическом музее в Москве

    1953 работал художником-оформителем павильона “Земледелие” на ВСХВ

    1954 зачислен художником декоративно-оформительских мастерских Московского областного художественного фонда

    1954 – 1957 работал художником на Московском Художественном комбинате

    1955 – 1966 работал художником в художественно-оформительских мастерских ВСХВ (ВДНХ), участвовал в оформлении павильонов “Цветоводство”, “Земледелие”, “Машиностроение”, “Строительство” и др.

    1958 принял участие в выставке художников производственно-технических мастерских ВСХВ

    1969 25 января Василий Андреевич Коротеев скончался в Москве

    1970 работы Василия Андреевича Коротеева экспонировались на выставке живописи и графики группы “Путь живописи” в Московском энергитическом институте, организованной дочерью художника, Надеждой Васильевной Коротеевой

    1974 13 марта состоялся Творческий вечер с групповой выставкой, посвящённой художникам 1920-х годов – членам группы “Путь живописи” и “Маковец” в Доме художника в Москве

    1977 31 октября состоялся Творческий вечер с выставкой “Художники первой пятилетки”, проведённый Клубами искусствоведов и живописцев в Доме художника в Москве

    1989 17 мая состоялся вечер памяти художника В.А.Коротеева с выставкой в Доме художника в Москве

    1995 в Москве, в Выставочном зале “Тушино” прошла выставка объединения художников “Путь живописи”

    Он [П. Флоренский] побывал на нашей маленькой выставке «Путь живописи», устроенной в частной квартире в Серебряном переулке. Это было в 1927 году. Работы моего приятеля П. Бабичева Ф[лоренскому] не понравились, они показались ему слишком импрессионистическими — он стремился к большей конструктивности. «Здесь все плывет», — заметил он. С такой оценкой я никак не соглашался — Бабичев, по-моему, конечно, был живописец и потому умел организовать форму.

    Затем обратился к пастели В. Коротеева — женская фигура в рост — очень красивая по цвету. Он указал на своеобразие и мотивированность цветового решения — вся фигура была дана в очень легком охристо-розовом тоне, а голова в светло-зеленоватых оттенках, Ф[лоренский] объяснил: тело как выражение пола, и голова — это две различные сферы, и здесь это выражено в цвете: зеленый цвет дематериализует, это связывается с интеллектом, со сферой головы.

    Лев Жегин. Воспоминания о П. А. Флоренском (Маковец. 1922 — 1926. Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. С. 105)



    Koroteyev, Vasily Andreyevich

    (b. 1906 Village of Grishino (Krasnoarmeysk), Ukraine – d. 1969 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1920–1925 – Studied at the State Typography School attached to the First Model Printshop under S. Gerasimov, M. Dobrov, L. Zhegin, M. Rodionov and N. Chernyshov in Moscow.

    1925–1932 – Chromolithograph artist at the same printshop.

    1926–1930 – Member of the Path of Painting group.

    Took part in exhibitions beginning in 1927, including: 1927 – 1st Exhibition of Paintings and Drawings by Path of Painting, Moscow; 1928 – Path of Painting exhibition in Paris; 1930 – 2nd Exhibition of Paintings and Drawings by Path of Painting in Moscow; 1958 – Art Exhibition of industrial and technical studios at VSKhV [All-Union Agricultural Exhibition; later renamed VDNKh (The Exhibition of Achievements of the National Economy)], Moscow.

    Later worked as an artist and designer at the Moscow Sculpture Factory, CPKiO [Gorky Central Park of Culture and Rest] Open Air Theatre, and the Museums of History and Anthropology.

    1953–1966 – Worked at VDNKh.

    “He [Pavel Florensky] paid a visit to the small Path of Painting exhibition which we had set up in a private flat at Serehryanny Lane. This was in 1927. Florensky did not like the works of my friend P. Babichev, finding them to be too impressionistic, whereas he himself strove for greater structuralism. “Everything is drifting here,” he noted. I could in no way agree with his evaluation. In my eyes, Bahichev was of course a painter, and this meant that he knew how to organize forms.

    Then Florensky examined a work by V. Koroteyev — a full-sized female figure painted in beautiful colours. He pointed out the originality and consistency of the colour scheme: the entire body was of a very light brownish-pink hue, while the head was light green. Plorensky explained that the body is the expression of the sex, whereas the head relates to a completely different realm, and that this difference was expressed with the colours: green dematerializes and ties into intellect, which is the realm of the head.

    Lev Zhegin, “Memories of P.A. Florensky”

    Makovets. 1922—1926. Sbornik materialov po istorii obyedineniya [Collection of Materials on the History of the Makovets society: 1922—1 926]. M., 1994. P. 101.