В галерее Проун открылась выставка работ Павла Варфоломеевича Кузнецова (1978 – 1968), одного из участников «Голубой розы» (1907) – объединения художников, ставшего, может быть, самым значительным событием в истории русского символизма.
Известно, что в 1906 году в Париже художник посетил выставку работ Поля Гогена, а в 1908 предпринимает поездку в киргизские и калмыцкие степи; с этого времени начинается и продолжается долгие годы восточный роман автора «Фонтанов». Степи Кузнецова – пространства просветлённые, медитативные, пространства замирающего, рассеивающегося света. Здесь время остановилось и всё продолжается вечно. С ними контрастируют, перебивают их рисунки ковров, женских одежд и убранства кошар, словно впитывая цвета неба и земли, они переживают, проговаривают, прокручивают многократно эти цвета, которые свиваются в орнаменты тканей, сотканных человеком.
В 1912 году Кузнецов отправляется в Бухару и Самарканд. Одним из итогов поездок в Среднюю азию стал альбом автолитографий «Горная Бухара» (1923), присутствующий в экспозиции. Там же написаны прекрасные пейзажи, где ветки деревьев похожи на оперенья и раскрываются как павлиньи хвосты или в тихом дробном ритме крыльев взлетающей птицы.
Понятно, как тяжело сейчас собрать в одном зале даже те немногие работы Кузнецова, которые смогли привлечь в экспозицию кураторы. И, конечно, доминируют здесь фантастические среднеазиатские ткани. Они – главные экспонаты выставки.