В своих натюрмортах двадцатых – начала тридцатых годов художник исследует форму как часть пространства, и приходит к выводу, что пространство – не постоянная величина, что каждая форма, появившись в нём, влияет на его конфигурацию; то есть пространство – не среда существования форм, а производное их соотношений.
Пространство – это поле, в котором каждое тело влияет на форму других тел; это влияние одних форм на другие происходит постоянно; каждая форма обусловлена другими и само пространство постоянно деформируется, проходит сквозь изменения в результате их соотнесённости.
Всё связано, всё неслучайно, всё – тень другого и следствие иного существования. В эту систему включён и человек. Он влияет на эту систему связей и изменяет то, что видит, что пишет, изображает, о чём говорит.
Это новое состояние искусства, изменяющего мир; произведения искусства – не только выражение мировоззрения человека, но способ его существования. В одном из поздних стихотворений Николая Заболотского есть удивительные слова:
«Я разве только я? Я – только краткий миг
чужих существований. …»
Осознание своего и каждого я как следствия и причины сложных связей, о которых мы редко задумываемся в повседневной жизни, и которые становятся очевидными в работах художника – важный смысл искусства ХХ века.
История и экономика создают пространства симуляций объективных оценок, возможности объективного понимания искусства, существования применительно к искусству суждений, общих и даже обязательных для всех, существования аксиом; а ничего этого нет в искусстве, ни в чём подобном искусство и не нуждается. Искусство – это всегда создание мира заново.