Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиАлександр Александрович Риттих (1889 — 1945). Наброски к статье

Риттих Александр Александрович (1889 – 1945) Натюрморт с тюльпанами. 1930-е

Вероятно, что Е.А.Кибрик не совсем точен в датах: если он познакомился с А.А.Риттихом, когда тому было 33 года, то первая встреча художников должна была состояться только в 1922 году. Тогда А.А.Риттих уже работал в Николаеве. Может быть и так, что художник сознательно не был точен, называя свой возраст и дату рождения. Но всё это не принципиально.

Интересно и важно другое замечание Е.А.Кибрика. Тот факт, что А.А.Риттих много писал на больших фанерных листах во время своего пребывания в Николаеве, полностью соответствует тем данным, которые открываются сегодня благодаря исследованию немногочисленных, но достоверно принадлежащих А.А.Риттиху живописных произведений из собрания его дочери.  Кибрик пишет, что на стенах комнаты (и одновременно мастерской) художника в Вознесенске висят картины небольшого формата; это либо этюды, сделанные им во время путешествий, либо, что наиболее вероятно, учитывая «сделанность» работ, на которую обращает внимание автор, картины, написанные ранее, вероятнее всего, во время учёбы, те, которые художник мог легко возить с собой в годы многочисленных и, как представляется, вынужденных переездов с места на место. В начале 1920-х годов, получив минимальные условия для работы, он обращается к написанию работ большого формата. Подтверждение того, что к началу 1920-х А.А.Риттих очень часто использовал деревянную, точнее фанерную основу для своих живописных работ, очень важно. Необходимо заметить, что в это время художник пишет не только многофигурные тематические работы, но также натюрморты и пейзажи, в которых сохраняется личностная сторона творчества А.А.Риттиха, сокровенность, даже интимность, и отражается присущее символизму переживание состояния времени и мира как факта собственной биографии. Этот период проходит. Живопись вступает в эпоху создания героических образов нового времени. Может быть, осознание этой границы, разделяющей две культуры и стили двух эпох, присутствует в «Луне над рекой»?

Далее Е.А.Кибрик пишет:

«В следующем году он навестил меня уже в Одессе. В моей комнате стояло хозяйское пианино. Риттих присел к нему и заиграл. Моя старшая сестра была хорошей пианисткой, но такой игры я ещё не слышал. Были сумерки, и это ещё больше усиливало воздействие музыки.

Одна вещь, им исполненная, произвела на меня особенно сильное, потрясающее впечатление.

— Что вы играли?

— «Марш Фюнебр» (похоронный марш) Бетховена.» (1)

Свидетельство Е.А.Кибрика, касающееся незаурядного владения А.А.Риттихом инструментом очень интересно. Выбор музыки также показателен и помогает почувствовать настроение картин А.А.Риттиха этого времени и предшествующего периода. Так же интересно сообщение Е.А.Кибрика о содержании картин, с которыми приехал в Вознесенск А.А.Риттих. В них, насколько можно судить по «Луне над рекой» и нескольким другим сохранившимся работам, действительно ощущается влияние Арнольда Бёклина и Франца фон Штука. На основании имеющихся фактов можно сделать замечание – правда, осторожное и предварительное – что вслед за Бёклином художник не подписывал свои работы и не давал им названия. Во всяком случае, ни на одной из работ, сохранившихся в собрании дочери художника, не было ни одной подписи, названия или авторской датировки. По этим крупицам сегодня мы восстанавливаем биографию художника.

Оставить комментарий