Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

Борис Чернышев Пейзаж, без даты, 42х69



В статье про Ф.В.Семёнова-Амурского для журнала Academia я пишу о том, что в 1946 году художник был переведён из членов Союза художников в кандидаты, то есть, его профессиональный статус был официально понижен. В литературных записках Г.А.Щетинина «Художники» читаем:
«На одной из чисток МОССХа (конец 40-х – начало 50-х годов) Фёдора Васильевича перевели в кандидаты. Надо было восстанавливаться. Фёдор Васильевич специально несколько дней ходил в Донской монастырь и писал там «для них» реалистические пейзажи (кстати, они мне нравились больше его обычных). Он был восстановлен. Председателем правления был тогда Богородский. он использовал свои два председательских голоса, поддержал Фёдора Васильевича.»

Г.А.Щетинин несколько раз вспоминает Ф.В.Семёнова-Амурского. Известно, что Георгий Александрович помогал Ф.В.Семёнову-Амурскому в получении рабочих заказов.
Вот ещё две короткие истории:

«Как-то зашёл разговор о МОССХовских выборах, которые Фёдор Васильевич никогда не пропускал. «Я хороших художников всегда вычёркиваю из всех списков, — говорил Ф.В. — Зачем им заниматься общественной работой.»»

«Многие работы написаны Фёдором Васильевичем на Даниловском кладбище, которое было недалеко от его дома. Сидя на могилах, он писал свои фантастические пейзажи с синими лошадьми и чудесными деревьями.»

В журнале ACADEMIA, №1, 2010 напечатана статья, опубликованная на сайте и посвящённая творчеству Ф.В.Семёнова-Амурского. Статья открывает рубрику «Наследие. ХХ век» и имеет редакционное название «Перед лицом времени».

В журнале ДИ №3, 2010 появилась статья, написанная к 80-летию Юрия Савельевича Злотникова. В журнальной публикации ошибочно – 1957 годом – датированы произведения Ю.С.Злотникова из серии «Сигналы» — «Сигналиная композиция» и «Случайное пространство как закономерность». Произведения созданы в 1959 и 1960 годах соответственно, что подтвержают авторские подписи, малозаметные, но наличествующие в нижних правых углах обеих работ.

В этом незначительном происшествии, скорее всего, случайном, отражается закономерность, прослеживающаяся в искусстве ХХ века. Практика изменений датировок работ в сторону более раннего времени создания отражает влияние идеологии модернизма – ценности новизны, то есть, «объективности», преобладающей над субъективной и не обязательно поддающейся поверхностной формализации ценности художественного высказывания как такового, ценности «искусства».
Чем больше искусство обращается к широкому кругу зрителей, тем в большей степени общество ищет объективных критериев оценки ценности искусства. Не забудем, что «ценность» всегда равна «смыслу». И находит их – в первенстве, изобретательстве, а сегодня – в конкуренции цен. Кто дороже – тот более значим для культуры. Конечно, это абсурд, если мы имеем ввиду всё культурное пространство, хотя есть сообщества, в которых это единственный способ соотнесения себя с искусством и участия в диалогах по поводу культуры.
Но в культуре, и в современной культуре в особенности, общих для всех и каждого критериев оценки нет. Тогда распространяется утверждение, что современное искусство вообще не имеет критериев оценки и ценность определяется мнением экспертов, которое, опять-таки равно значимо для всего общества. Но современное общество – это сложная сеть культурных взаимоотношений, это структура не одномерная и не ограничивающаяся единой моделью массового потребления одноразового искусства. Общих правил для всех и общей для всех системы оценки культурных фактов не существует, просто каждый принимает участие в их формировании или формулировани. И может, они действуют всего один день. Но они действительны.
(Что касается важной для русского неофициального искусства даты – лето 1959 года, то важно помнить, что именно тогда в Сокольниках состоялась американская выставка, на которой показывались работы современных американских художников. Поэтому уже сложилась традиционная форма изживания комплекса провинциальности – русское искусство второй половины ХХ века датирует свои открытия временем до 1959 года. Но не важно, когда появляется искусство, оно не нуждается в утверждении формализованной или объективированной ценности и оправдании, если оно важно для своей культурной среды, если активно участвует в изменении содержания культурного пространства времени, что и делали работы Ю.С.Злотникова, если в еём присутствуют живые смыслы, которых я касался в своей статье.) сб


Даная. 2010

В работах Владимира Семенского, объединённых мифологическими сюжетами, появилось новое качество, которое, наверно, обязательно появляется, когда художник говорит о чём-то, что известно не только ему одному, что открыто всем, и очень давно, но сегодня показывается — видится снова, появляется, становится действительным — оживает, вот так, как художник смог рассказать об этом, и мы начинаем вспоминать, какой была Афродита у Ботичелли, какой была Даная у Рембрандта и Европа у Серова, что с ними случилось теперь, почему одна смешная и немного страшная, как пьяная баба, а другая не плывёт по поверхности волны, а стоит на коленях на берегу, и есть в ней какая-то изломанность, будто говорит она больше не о красоте и влюблённости, а о боли; почему она как будто битая; через сегодняшние картины существуют старые боги, старые смыслы, они изменяются, но живут, и всё это становится разговором, который ведётся давно, не чтобы открыть и доказать что-то, не чтобы объяснить их современным языком, а чтобы продолжилась их невысказанность. Здесь такая связность с теми смыслами, которые и живут только, кажется, благодаря искусству. Мне очень понравился Минотавр, потому что у него цвет смыслообразующий — это и греческая терракота, и кровь, и налитые ею бычьи глаза — он как будто сам своё отражение видит; в этих работах есть нехарактерная для современного искусства  эмоциональная глубина, а иронично-горькая интонация делает эту историю особенно живой.

Афродита

Похищение Европы

похищение Европы

сатир и нимфа

минотавр

В июне сайт открывается, работа над ним продолжается, эту работу ведут художники сайта Dave Pyle и Саша Аневский — два человека, которым я очень благодарен. Саша Аневский — автор дружественных сайтов aronov-art.ru , посвященного творчеству художника Льва Ильича Аронова и блога  gruppa5.livejournal.com о творчестве художественного объединения конца 1930-х  годов «Группа пяти»

сб

Страница 9 из 9:« Первая...56789