Впрочем, такие запреты никогда не бывают действенны: художники, создававшие АХРР, сами хотели быть «генералами». И интересовали их в первую очередь «генералы». Они стремились стать частью бюрократической системы и стали ею. Это заставляет современное искусствознание рассматривать их творчество как культурное направление, связанное с решением специфической и узкой задачи — собирать и поддерживать как можно большую массу фактов, обеспечивающих видимость реальности. Эта реальность — система фиктивных смыслов. Она ограничена областью политики и прогрессирует в стороны декоративного стиля. Поэтому так много произведений, иллюстрирующих историю «социалистического реализма», и так мало в них реальной истории, точнее, реальных историй живых людей.
Искусство поставангарда, то есть искусство 1920 — 1930-х годов, – яркое, значительное и богатое событиями явление в отечественной истории. Сегодня оно видится как обширная программа исследований в области культуры первой трети ХХ века и часто воспринимается как среда, давшая жизнь альтернативному искусству в России прошлого столетия.
Поставангард находился в состоянии поиска новых форм существования искусства в современном мире. Его представители решали творческие задачи, разрабатывали новые языки искусства, соответствующие тем огромным переменам, которые уже произошли и продолжали происходить на земле.
Мир стремительно менялся на глазах поколения «ровесников века», пришедшего в искусство в начале двадцатых и сформировавшегося под влиянием художественного радикализма и экспериментов авангарда предреволюционной эпохи.