Саша Балашов - Артеология
Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

ArticlesПоставангард или русское искусство 1920 – 1930 годов

Ростислав Барто – другой представитель «Цеха живописцев». В двадцатых его имя было хорошо знакомо критикам и историкам искусства. Блестящий рисовальщик, экспонент международных выставок в Европе, Америке и Японии, Барто умел играть с изображением, цитируя разные художественные языки. Приемы Милле, Коро, и любимого им Дерена, к которому отсылает портрет «Читающего журнал», сталкивались в его творчестве с примитивизмом Пиросмани и живописью Востока.

Леонид Зусман

Портреты Леонида Зусмана составляют яркую галерею гротескных образов. Его персонажи совершенно достоверны, иногда — смешны, часто — трагичны. В написанных им портретах заметна какая-то сугубо личная, почти интимная сторона отношений между людьми. Может, это и есть «авторский текст»?

Зусман очень искренний художник. Всё, о чем говорит живописец, ему по-настоящему небезразлично. Точнее, его живопись – это отражение глубокого личного восприятия художником своего мира – города, в котором он живет, будь то Ленинград или Москва, и людей, которые входят в его жизнь. Он не придумывает своих героев. Он может относиться к ним с иронией, но с такой же точно иронией он относится и к своей собственной жизни.

Его живопись предельно эмоциональна и одновременно в его работах очень много игры. Леонид Зусман говорит только о том, что знает сам, о том, что чувствует. Он видит, что мир находится в состоянии постоянных перемен. Иногда они бывают довольно болезненны, но что это значит по сравнению с тем, когда немыслимая громада бытия перемалывает крохотные человеческие жизни? Художник может сознавать это, но каким он должен обладать талантом, чтобы выразить это в своем творчестве? Он может быть только открыт переменам, он принимает их, какими бы они ни были. Отсюда ощущение растерянности, нерешительности или незавершенности, присущее его героям, потому что всё это еще будет продолжаться неопределенно долгое время. Он знает, что все люди испытывают то же самое. Это не добавляет его картинам оптимизма, но сообщает им иной, очень крупный масштаб.

Leave a comment