Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиРостислав Барто

ХХ век в России прошёл так, что сделал похожими судьбы многих художников – своих ровесников

Яркие, наполненные событиями первые годы в искусстве; блестящие преподаватели, широкий круг профессионального общения, активная выставочная деятельность… И почти вдруг – эта линия жизни обрывается. Начинается другая, где вопросам искусства противопоставлена политическая демагогия, где живописцы и искусствоведы, ставшие чиновниками, пишут историю искусства, в которой нет и следа мысли об искусстве, но очень высоко ценятся заслуги перед бюрократическим аппаратом. Тот, кто продолжал заниматься искусством, кто полагал, что это его личное дело, должен был уйти в тень истории. Наступало время, когда человек оставался один перед враждебной системой культуры, посягающей на его свободу, поэтому свободу он начинал искать в собственном творчестве.

ХХ век в России прошёл так, что сделал похожими друг на друга судьбы многих художников. Судьбы, но не художников; не их работы, не направления их творческих поисков и не задачи, которые они решали. Но эта общность судеб заставила десятки и сотни ещё молодых людей работать, понимая, что результаты их трудов увидят только самые близкие им люди, иногда один–два человека, иногда никто не увидит, но это те, кому верили, поэтому работали предельно честно перед собой и этими близкими людьми, исследуя возможности художественных языков – говорить правду.

В языке художественных произведений Ростислава Николаевича Барто строгая дисциплина сочетается с высокой степенью свободы каждого решения и каждого действия.

Над каждой картиной он работает очень быстро, как будто отстраняется от того, что сам делает эту работу, и только наблюдает за тем, как прочерчивается линия, как начинают звучать сочетания цветов и появляются новые формы. Он словно пытается сохранить неуловимую связь, тонкие нити, связывающие изображение с тем, что было до начала работы художника, что заставило его работать, писать. Он словно прислушивается к тому, как изображение отвечает на вопрос – что такое произведение искусства? Что становится произведением? Что такое картина и что такое работа художника?

Оставить комментарий