Другая сторона проблемы заключается в том, что подавляющая масса новой культурной (и тем более экономической) элиты принадлежит тому же разряду массовых потребителей и крайне нетребовательна и некритична к тому, что сама же производит. Безразличие к человечности как составляющей искусства – это основная черта профессиональной среды. Современное искусствознание часто работает с «проектами», а не реальными событиями. А события в поле искусства оцениваются по степени возмущения информационного поля. Это технологии популярной культуры ХХ века. Мир таков? Но это только видимая часть мира и только обеспокоенная своей заметностью часть культуры. Всё самое интересное и значительное происходит по ту сторону демонстрационных, информационных или перформационных полей. Говоря о действительном содержании культурного пространства в России, мы обращаемся к такому искусству, которое представляет Фокина.
Способно ли искусство создавать картину мира? В современной культуре такой вопрос почти невозможен. Такой формулы нет в её лексиконе. Это проблема другого времени и другого искусства. Только произведения, которые иллюстрируют растиражированные формулы реальности и собирают унифицированные и поэтому, как правило, фиктивные её образы, подменяя ими действительность, вероятно, могут предлагать миру приобрести такое изображение. Картина мира появляется из долгого проговаривания искусством событий реальности, предельных её состояний, её границ, на которых или за которыми происходят очень важные перемены, изменяется человечность и сама конструкция действительности. Современная массовая культура легко симулирует любые открытия и изменения, а искусство либо включается в производство фикций, либо разоблачает его. В современном мире слово «искусство» представляет прямо противоположные намерения культуры. Искусство создаёт не картину реальности, а саму реальность. Поэтому мы так много о нём говорим.
2013