Алексей Каменский
Изобразительное искусство в России середины ХХ столетия – это центробежная система. Что такое «центр» этой системы? Идеальный музей, каким он видится современной культуре управления; место хранения внимательно отобранных и отредактированных текстов; библиотека «правильных» или «исправленных» художественных языков, представляющих самый узкий спектр опыта современной художественной культуры. Чем выше степень «правильности», тем очевиднее фиктивность культурного текста, и тем менее живыми кажутся использованные при его составлении языки. Удаление художественной практики (или положения художника в иерархии мира искусства) от центра означает повышение степени свободы автора. Вместе с тем, тише звучит его речь и повышается степень его личной ответственности за те смыслы, которые появляются в творчестве.
Чем дальше от центра, тем менее языки подвержены исправлению; сегодня как раз они представляют наибольший интерес для наблюдателя. Каждый из них в состоянии дополнить и изменить современные представления о русском искусстве ХХ века.
Итак, с одной стороны, существует государственно-бюрократический проект «искусства», а с другой, огромное число художников и, что важнее, огромное число художественных языков и практик, не участвующих в работе над этим проектом, но создающих альтернативные версии искусства второй половины ХХ века. Здесь исследуют пространства, в которых появляется не договорное, а безусловное, действительное и живое искусство, здесь звучит вопрос – какие языки только объявлены существующими, а какие позволяют высказываться действительным смыслам современности? Здесь параллельно развивается поиск «нового языка» и анализ состояния уже появившихся и реально существующих в искусстве языков. Как они звучат сегодня, и какой мир появляется в них? Что они делают в повседневности и что они делают с повседневностью?