Человек рождается в той действительности, которую создаёт, из того действия, которое совершает. Привычный образный ряд повседневности пресекается, когда в нём появляется художественная работа и возникающее произведение искусства изменяет положение человека в окружающей действительности: дело не в том, что он становится художником или автором, потому что становится им постольку или до той поры, пока в состоянии следить за внутренней логикой растущей формы, следовать за динамикой формы, изменения которой он замечает как ответные ходы на свои предположения, наблюдения, догадки и проекты. Он появляется только в своей работе, в самом делании работы. Возможно, потом его снова не существует. Накопленный опыт ничего не значит и ничего не гарантирует в настоящем. Наоборот, он может сильно мешать продолжению диалога.
Искусство – живой опыт собеседования. Оно не существует как созидание, не планируется и не создаётся как производство. Оно не реализуется, точнее, сохраняет огромный потенциал нереализованности. И даже если это искусство существует в лабораторной тишине, ему нет необходимости представлять себя наукой. Оно непредсказуемо и не беспокоится о соблюдении законов.
Искусство – форма существования человека. Это опыт пересечения человеком границ устойчивой модели повседневности, проживания состояния предела этой – заданной – модели всеобщей реальности и нарушение законов её беспредельной власти.
Поэтому в художественном архиве Алексея Васильевича Каменского живописные холсты – едва ли более значительные «работы», чем тысячи рисунков и пастелей, в которых появляется живописная форма. Работа – процесс диалога. Некая точка означает только конец сеанса. Или время присутствия в этом месте человека, который всё время слушает мир, принимает его и отвечает ему. Из этих ответов складывается ответственность, то есть в этом присутствии художника возникает смысл. Точнее всего он описывается словами «связность» и «небезразличие».