Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиВасилий Андреевич Коротеев

Василий Коротеев. Дягелевский лес в Тверской области, Конец 1920-х

Вслед за Флоренским, французский критик не мог обойти молчанием некоторые черты, позволяющие ему сопоставлять живопись художников московской группы с наследием импрессионистов. Однако он делает оговорку, что сходство, если и есть (что не очевидно), то внешнее, а не сущностное: зыбкая, неустойчивая поверхность предметов отражает неясное, скрытое устройство растений, земли, воздуха, вод и человека. Он тоже говорит про свет и справедливо замечает, что переменчивость и неустойчивость образов природы здесь не зависят от эффекта освещения: это какой-то другой свет, который видится как свет солнца, но воспринимается человеком и радует его как внутренний свет мира.

Отсюда он делает шаг к другому, ещё более замечательному наблюдению, когда говорит о «пантеистическом миропонимании» художников. Во всяком случае, в отношении работ Коротеева это — правда. В них очень ясно звучит тема тайны, наполняющей привычный мир.

Искусство, как оно появляется в его художественной практике, — это осознание живой плоти мира, и в этом осознании раскрываются его языческое, дио-нисийское и оргиастическое начала. Вся эта плоть в едином жизненном порыве разрывается, совокупляется и рождается одновременно; она — мир, каким встречает его человек; но кроме того, эта плоть -живопись; она успевает впитать и усилить все едва уловимые движения мира в своём встречном движении; эта плоть — основание любви к миру, к земле, к природе и начало человечности. Но искусство — это ещё и прозрение, в том числе — и прозрение плоти, открытие Иного, встреча с ним и освобождение плоти от томления по Иному. В этом месте рождается новая культура. Отсюда пробиваются лучи неявленной, но очевидно существующей тайны мира, тайны воплощения, тайны жизни.

Культура, из которой рождается эта живопись, пропитана магизмом в отношении мира, здесь всё одушевлённо, всё божественно, и скольжение на грани «пантеистического миропонимания» — характерная черта православного мистицизма конца XIX -начала XX века.

Эта живопись — пластическая параллель, почти иллюстрация слов Ф. И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Оставить комментарий