С самого начала ХХ столетия искусство оказалось пространством столкновения несовпадающих, а иногда антагонистических культурных намерений. Это обусловливалось одновременным развитием нескольких культурных программ, за которыми стояла работа различных художественных языков или усилия различных типов культурных сообществ, создававших собственные иерархии смыслов и ценностей. Языки и программы могли стремиться к конфронтации, быть ориентирован
ы друг против друга, могли предполагать или допускать существование друг друга, а могли избегать всякого диалога, оставаясь в рамках условно единой государственной, исторической или культурно-политической системы. В двадцатые годы сохранилась воспринятая у эпохи предреволюционного авангарда практика создания художественных обществ. Хотя некоторые творческие союзы, такие как «Мир искусства», «Бубновый валет» и «Союз русских художников», остались и продолжали свою выставочную деятельность, но первостепенные роли стали играть новые объединения, в работу которых начали активно включаться молодые художники. Уже в 1919 году состоялась первая выставка Общества молодых художников (Обмоху), ядро которого составили ученики А. Лентулова, А. Родченко и Г. Якулова, а в 1921-м – выставка «5×5=25», где экспонировались произведения мастеров конструктивизма – А. Родченко, В. Степановой, А. Веснина, Л. Поповой и А. Экстер. В том же 1921 году было создано общество прямо противоположного направления – «Мaковец», объединившее мастеров, выступавших за наследование классических традиций и высокую духовность искусства, – Л. Жегина, Н. Чернышёва, С. Романовича, Е. Белякову, А. Ястржембского и других. Их лидером и идейным вдохновителем стал Василий Чекрыгин. Если конструктивисты намеревались уйти от традиционной станковой формы и демонтировать сами устои изобразительности, изменяя таким образом принципы функционирования искусства в современном обществе, то Чекрыгин стремился к духовному искусству, стоящему на грани материальности. Суть своего расхождения с другими школами он сформулировал в дневниковой записи от 17 февраля 1921 года: «Их грубое восприятие искусства требует какого-то невиданного метода, письма чуть ли не самими предметами. Дорогие, вы таким образом выходите из принципов живописи, ломаете ее природу. Последнее – самое непроглядное провинциальное декадентство… Я бы назвал цвет, свет, звук – высшей плотью. Творение из этой плоти вовсе не есть создавание подобий, оно творение в высшем роде, в высшем мире» [4].
В 1922 году прошли первые выставки «Нового общества живописцев» (НОЖ), общества «Бытие» и Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1924 году было создано объединение «4 искусства», куда вошли известные мастера старшего поколения – К. Петров-Водкин, М. Сарьян, П. Кузнецов, К. Истомин, а также В. Фаворский, П. Митурич, В. Мидлер, а в 1925-м появился ОСТ – Общество станковистов. В его ряды вступили А. Гончаров, А. Дейнека, А. Лабас, А. Тышлер. На выставках ОСТа экспонировали свои произведения многие молодые художники, в их числе А. Щипицын и Л. Зусман. В том же 1925 году основано общество «Московские живописцы», членами которого стали, в частности, А. Древин, Н. Удальцова, Р. Фальк, А. Осмеркин, а вслед за ним, в 1926-м – общество «Цех живописцев», объединившее студентов Вхутемаса, работавших под руководством А. Шевченко. В 1926 году выпускники Высших художественно-промышленных мастерских полиграфического дела при типографии Сытина в Москве – В. Коротеев, Г. Костюхин, В. Губин, С. Гриб и Г. Сашенков собрались вокруг своего преподавателя Л. Жегина в творческую группу «Путь живописи». К ним присоединились недавние члены «Маковца» В. Пестель, Т. Александрова, П. Бабичев и И. Николаевцев. Три выставки группы – в 1927, 1928 и 1930 годах – показали, что приходит новое поколение двадцатилетних живописцев и графиков, чьи творческие устремления никоим образом не совпадали с планами социологизированного искусства.
Немного позже, в 1929-м, прошла первая выставка группы «13» – объединения художников-графиков. В ее работе принимали участие В. Милашевский, Н. Кузьмин, Д. Даран, Т. Маврина, А. Софронова, С. Расторгуев, а также А. Древин и Н. Удальцова.