Коллекционирование
В современном мире коллекция произведений искусства составляется как текст. Коллекция и есть текст, сообщение о сохранности смысловых связей в культуре, свидетельство восстановления связи времён. Современность стремится к пониманию того, из каких состояний истории и человечности звучат эти сообщения, какие голоса мы различаем в произведениях искусства, каково содержание этих посланий, обращённых к нам и нашему времени.
Человек современного мира не всегда осознаёт, что каждый день, постоянно находится в диалоге с прошлым. Мы различаем голоса и мысли художников, писателей и музыкантов, собираем их и переносим из одного культурного контекста в другой. Мы вслушиваемся в то, что они говорят, не только, чтобы узнать их, других. Ведь не всегда известно, что больше и точнее говорит о мире, в котором мы живём сегодня — выставка современных авторов или собрание произведений мастеров старой живописи. Из своего понимания прошлого мы собираем культурную действительность настоящего времени, в этом понимании мы узнаём себя и становимся собой.
Мы вслушиваемся в прошлое и осознаём его как часть личной истории каждого человека, мы задумываемся об историческом времени как о неизвестной сумме огромного числа личных историй, о сосуществовании неопределённого множества прошлых времён. Собирая вместе произведения искусства другого времени, мы оказываемся в состоянии расслышать в гуле истории одновременное звучание множества языков и осознать культурную ценность этой полифонии.
Так возникают пространства диалогических связей. Так предполагаемые или потенциальные смыслы становятся живыми. Так механизм культуры становится её живым телом.
Коллекция может собираться в качестве личного проекта, отвечать частным интересам и остаться фактом биографии коллекционера, но часто перерастает формат частного занятия. Коллекционирование может быть сообщением об искусстве, эпохе и человеке, но и это ещё не всё; в процессе этой деятельности мы возвращаемся к фундаментальным основам культуры, мы снова и снова задаём вопрос, почему общество и человек нуждаются в искусстве — и пытаемся отвечать на него.