Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиХудожественное собрание ЮниКредит Банка

Александра Кольцова -Бычкова год ???????????

Александра Кольцова -Бычкова год ???????????

А искусство 1920-х — 1930-х годов действительно часто отличается скромностью (которая парадоксальным образом уживается с его амбициозностью), потому что сделано не затем, чтобы показаться, то есть, понравиться; оно появляется как вопрос о себе, о форме, о языке, о точности высказывания, о правде жизни, о высшей правде, которой касается искусство самим своим существованием. В письме к В. Е. Пестель Л. Ф. Жегин писал:

«Первое, что ужасно неправильно и что лишает искусство его силы, – это воззрение, что это вещь, так как оно является и должно быть миром. Мы должны воспринимать мир образов художника не как кажущуюся или хотящую казаться реальность, а как действительность, и входить в этот мир и сосуществовать в нем. Что это не красивые слова и вообще не слова, необходимо понять художнику. Космическая истинность произведения, то, что мы называем живописью, правдой, цельностью и ценностью живописи как таковой, должна сопутствовать, если не предшествовать, образотворчеству. Когда человек воспитал и воспринял высшие органы и свойства, для него открывается космическая ценность вещей. Наделяя вещи, природу духовными ценностями, человек создает их. Вот что нужно обязательно понять: Человек поистине творец и архитектор мира и самого себя не в каких-то туманных и отвлеченных рассуждениях, а в самом реальном смысле. Создавая образы, человек дает образ и дорогу миру. Вот что такое искусство. Умственность, мысленность, идея, образ, искусство должно приобрести свое призвание и значение в грезах художника. Тогда он поймет свою ответственность.» [6]

В культуре поставангарда серьёзность отношения и глубина понимания задач искусства очень часто проявлялась в уединении и погружении в работу; многие художники существовали в предельно узком круге единомышленников. Среди художников 1920-х — 1930-х было много ярких личностей, но основная тенденция времени — отказ художника от артистизма и экстравагантности. Форма очень важна, но ещё важнее содержание сообщения — что молодой художник может сказать миру? Важно, что говорится и кому это может быть сказано. Ещё одна причина, по которой в искусстве поставангарда мы часто встречаемся с феноменом обращения к отсутствующему зрителю.

Историческая значимость и культурная ценность произведений, составляющих историю поставангарда, не соотносится с положением их авторов в иерархии мира искусства. Левое искусство молодых авторов, наиболее остро осознающих отличие своего времени от эпохи авангарда, было принято и освоено обществом в очень незначительной степени. Это в одинаковой степени касается информационной ситуации начала ХХI века, и картины, созданной критикой 1920-х — 1930-х годов, о которой Н.А.Удальцова писала: «Наша критика подобна биржевикам, играющим на повышение и понижение акций, играя нашими именами, ничего не давая по существу ни искусству, ни публике, ни самим художникам. Скомпрометированные имена, не раз выказав себя невеждами в вопросах искусства, занимают ответственные места в журналах и питают сознание читающей публики.» [7]

____________

[6] Маковец. 1922–1926: Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. С. 78

[7] Надежда Удальцова. Ответ на «Нашу анкету среди художников». Цит по: Удальцова Н. А. Жизнь русской кубистики. Дневники, статьи, воспоминания: Архив русского авангарда. М. Литературно-художественное агентство RA, 1994. С. 69-70.

Оставить комментарий