Так появился сектор искусства как части индустрии роскоши; появилось медийное искусство, становящееся реальностью в информационном пространстве, и популярное, которое эксплуатируется информационным пространством; здесь оценивается успех и известность, причём известно и, будто цена на искусство обязательно связана с его «качеством» и вырастает, когда вырастает его ценность. Такова цена истории, которую можно продать и купить, имя, которое можно добавить к списку своих контактов и регалий, символ, но не качество.
Русский поставангард в собрании ЮниКредит Банка
Коллекция ЮниКредит Банка возникла как отражение поиска ответов на один из главных вопросов, которые задаёт русская культура и который особенно громко звучал в те годы, когда эта коллекция начала формироваться: каково наше прошлое? Появление новых международных финансовых институтов виделось элементом формирования современной экономической и социально-культурной среды и связывалось с необходимостью трансляции культурных кодов, создававших фундамент системы ценностей демократического общества. В быстро изменяющемся мире искусство представлялось гарантом устойчивых смыслов и ориентиров, недостаток которых остро переживала современность.
С момента своего возникновения в 1993 году коллекция ЮниКредит Банка (до 2007 года — коллекция Международного Московского банка) рассматривалась как социальный проект: коллекция понималась нами как пространство диалога о русской культуре, искусстве и истории. Она отражала нашу заинтересованность в повышении значимости вопросов истории культуры для общества, переживающего сложный период переосмысления себя и своих ценностей; мы понимали важность этого переосмысления и полагали, что в этом процессе важна открытость современности перед историей. Произведения искусства, составляющие коллекцию ЮниКредит Банка, говорят о том, что за официальной версией истории культуры можно разглядеть другую — человеческую, личностную, достойную внимания и безусловного уважения; за смыслами успеха и целесообразности открываются смыслы свободы, самостоятельности и ответственности человека перед будущим. Задачи, связанные с построением нового государства и новой экономической системы, представлялись нам необходимо связанными с пониманием ценности человека, личности в контексте национальной культуры, поэтому мы обращались к гуманистическим ценностям русской истории.
Делая первые шаги к созданию банковской коллекции, мы в первую очередь обращались к людям, строившим новую экономическую систему и поэтому несущим ответственность за то, что говорится о прошлом, в той же степени, в какой они были готовы взять на себя ответственность за будущее. Наверное, идея диалога настоящего, прошлого и будущего была основополагающей в плане развития коллекции. Говоря о нашем отношении к прошлому, мы задумываемся и говорим о себе. Мы отдавали себе отчёт в необходимости участия в формировании культурной среды в новой стране. Нас мотивировала не столько политика, сколько этика. Мы строили нашу работу на понимании необходимости узнавать и понимать прошлое нашей культуры. Когда в обсуждении программы коллекционирования в девяностых годах мы пытались определить нашу стратегию, мы пользовались термином «консерватизм», и уточняли — конструктивный консерватизм. Однако коллекция не может и не должна быть способом оградиться от смыслов, которые создаёт современность. В своём внимании к искусству прошлого современный мир собирает себя, он обретает новые смыслы и начинает быть собой, когда понимает другие, прошлые свои состояния и слышит другие свои голоса.