Ситуация была очевидно противоречивой: с одной стороны, система культуры 1920-х годов в мире не только научилась воспринимать эпатирующие манеры поведения искусства, но уже демонстрировала готовность вменять ему их в обязанность; с другой, художники в России стояли перед необходимостью переосмыслить революционизирующие намерения искусства, представляя его сложным сочетанием деструктивных и конструктивных намерений.
Поставангард — это полифоническая культура, сложившаяся в 1920-х годах, осознающая и реализующая множественность, разнонаправленность, неоднородность и неоднозначность составляющих её языков. Принципиальное отличие поставангарда от предшествующей эпохи заключается в том, что эта культура не в состоянии даже на короткое время признавать за одним художественным языком право претендовать на привилегированное положение в новой системе творческих проектов. Поставангард — это пространство острой конкуренции языков и концепций развития искусства. Этой новой культуре присуще понимание себя как пространства присутствия свободно говорящего человека, и этим она отличается и от системы рынка, и от систем администрирования искусства, которые настаивают как раз на исключительной ценности отдельных, избранных фактов, стратегий и художественных форм.
О.Э.Мандельштам почувствовал и описал это многоязычие эпохи, осознанное современниками как источник свободы, демократичности и толерантности новой культуры, возникающей буквально у них на глазах: «Ныне происходит как бы явление глоссолалии. В священном исступлении поэты говорят на языке всех времён, всех культур. Нет ничего невозможного. Как комната умирающего открыта для всех, так и дверь старого мира настежь распахнута перед толпой». [2]
В немного более узком смысле термин поставангард используется для определения суммы направлений русского искусства после авангарда, которое современники называли «левым», искусства, осознающего как свою связь с предреволюционным авангардом, так и отличие от него; это искусство связывает своё существование с поиском формы как выражением личной ответственности автора за возникающую в новом искусстве реальность. И в этом смысле поставангард — это сосуществование множества личных точек зрения на историческую действительность и художественные практики, проекты и намерения, в которых она воплощается.
____________
[2] Мандельштам О.Э. Шум времени. СПб.: Издательский дом «Азбука классики», 2007. С. 196