Название группы «Жар-Цвет» не только ставит вопрос о новой волне символизма в изобразительном искусстве. Оно также провоцирует дискуссию об оккультной и магической составляющих в культуре конца XIX – первой трети ХХ века, и уж наверное – о связи между фольклорной традицией и иррационалистическим миропониманием, между народной магией и абсурдистским эскапизмом в русском искусстве первой четверти ХХ века и о самом намерении искусства оспорить «реальность» у истории.
И более того – это состояние культуры, осознающей и проговаривающей собственные открытия огромного массива других культурных состояний, событий и территорий, которые теперь понимаются настоящим как пространство диалога между этими состояниями, между языками и фактами единой общечеловеческой культуры. Этот океан единой культуры представлен многочисленными формами, которые она обретала в различных этнических программах и временах; искусство переживает состояние самовластия и переоткрытия ценности и актуальности старых традиций, но уже не в формате авангардистского откровения и переосмысления или отрицания существующей культурной системы, а в плане раскрытия и утверждения структуры культурного пространства как полифонического, многоязычного космоса, не знающего временных пределов, бесконечно переживающего множественность связей фактов и смыслов, из которых он всё время заново собирает себя, открытого и безграничного; в нём участвуют древние культуры и новейшие открытия и теории, при этом никакие научные методики и навыки не получают преимущества перед наитием, откровением и интуицией; отношение к прошлому или инокультурному с точки зрения цивилизаторской теряет актуальность; если прошлые смыслы и древние языки утрачиваются и становятся непонятными современности, то неспособность нового времени понимать их не отменяет действенности этих состояний и ценности этих сообщений.