Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

В 2013 году московское собрание ЮниКредит Банка пополнилось произведениями В.Л.Храковского (1894 — 1984), М.Б.Казанской (1914 — 1942) и Г.В.Костюхина (1907 — 1991). Выбор работ этих мастеров в полной мере отражает цели и направление развития коллекции ЮниКредит Банка: история русского искусства предстаёт в нашем собрании не как повторение общеизвестных фактов, но как поле исследований и открытий.

Особенность русского искусства ХХ века заключается в том, что в его истории слишком много белых пятен, и чем внимательнее мы вглядываемся в них, тем яснее становится, что в значительной мере сама история русского искусства после авангарда — это большое белое пятно. До той поры, пока мы некритически относимся к набору фактов, назначенных самим двадцатым веком представлять его историю, от нашего взгляда остаётся скрытым нечто значительное и способное изменить наше представление о русском искусстве и содержании отечественной культуры минувшего столетия. В обезличенно-обобщённом ландшафте времени всё ещё мало различимы реальные фигуры живых людей, а это лишает живого смысла реальность истории и культуры. История — это не та реальность, о которой рассказывают нам, но то, что рассказываем мы, то, что мы слышим и чему отвечаем, создавая свою культуру. Поэтому в истории искусства очень важно не потерять личность каждого художника, расслышать каждый голос, звучащий среди других голосов и научиться  различать смыслы, звучащие в пространстве культуры и сохраняющие его полифонию.

Это история художников с яркой индивидуальностью, с интересными, трудными, иногда трагическими или как будто бы вовсе стёртыми судьбами. Их творчество сегодня привлекает к себе особое внимание.

Очень важно за фасадом написанной истории разглядывать в прошлом реальные события и считывать их действительное содержание; очень важно не ограничиваться простым принятием задекларированных однажды и будто бы раз и навсегда установленных смыслов и иерархий. Изучение истории в наши дни всё больше становится похожим на археологию — мы работаем не с описаниями прошлого, а самой скрытой реальностью — произведениями искусства; они обращаются к нашему времени и звучат живыми голосами, открывая перед нами смыслы культурных событий этого близкого и всё ещё касающегося нас времени. Культурная реальность многослойна. Слой за слоем мы открываем перед собой реальность искусства ХХ века и стремимся называть по именам мастеров, создавших самобытное искусство России прошедшего столетия.

Оставить комментарий