(1899, Москва — 1971, Москва)
Живописец, график, режиссер, художник анимационного кино, художник театра
1917 поступил на физико-математический факультет Московского университета.
1918-1923 учился во Вхутемасе. Работал художником-постановщиком в театре, в том числе у Вс. Мейерхольда, художником-графиком в различных издательствах, оформлял праздники в Москве и Нижнем Новгороде. Был одним из пионеров мультипликационного кино.
1926 вошел в группу мультипликаторов (Ю. Меркулов, И. Иванов-Вано и др.) киностудии «Межрабпом-Русь» (с 1928 «Межрабпомфильм»). Руководил мультмастерской кинофабрики. Работал над созданием рекламных и агитационных роликов.
1927 дебютировал как режиссер. Совместно с И. Ивановым-Вано разработал технологии «альбомного метода» и метода вырезной перекладки на штифтах.
1930-е работал на фабрике «Союзфильм» (Москинокомбинат, Мосфильм).
С 1933 участник выставок.
С 1935 целиком посвятил себя живописи. Работал оформителем на ВСХВ.
1941-1945 сотрудничал в «Окнах ТАСС».
Но уже нет двери. Она завалена снаружи кусками расколотых стен — глыбы, груды, горы стеклянного льда в красных искрах. Назад нельзя, только-вперед. Куда?
Я одна — я, Мать, живу тысячу кругов — я одна знаю, куда. Я слышу, как со свистом, в сто раз быстрее, мы мчимся навстречу Земле. Кружась — и ради этого всё, ради этого обречены мною эти двое последних, мужчина и женщина: они еще живы, еще люди.
И я — человек. Если б не быть человеком, если б… Но вслух нельзя, и я знаю: я сейчас улыбнусь ему — вот! — я улыбнулась. <…>
— Что ты сделала? Что это — там, красное?
— Это — Земля. Я повернула к Земле — чтобы мы… Нет, нет, слушай: там, на Земле — воздух, там — люди, мужчины и женщины, и они все дышут целый день, целую ночь — сколько хотят, и там уже не надо убивать…
Евгений Замятин. Рассказ о самом главном. 1923 (Замятин Е. И. Избранное. М.: Правда, 1989. c. 220.)