Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

АвторыФальк Роберт Рафаилович

Фальк Роберт Рафаилович

(1886, Москва – 1958, Москва) Живописец, график, художник театра

1904–1905 учился в классах рисования и живописи К. Юона и И. Дудина и в студии И. Машкова;

1905–1912 – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у К. Коровина и В. Серова.

С 1906 участник выставок.

1909–1910 давал уроки рисования в начальных школах в Москве.

1910–1917 член объединения «Бубновый валет», один из его основателей.

1911–1917, 1921 и 1922 экспонент выставок общества «Мир искусства».

1925–1926 член общества «Московские живописцы»;

1926–1927 – Ассоциации художников революционной России (АХРР);

1927–1928 – Общества московских художников (ОМХ).

1918–1928 преподавал в Первых государственных свободных художественных мастерских, Высших художественно-технических мастерских и Высшем художественно-техническом институте (ГСХМ–Вхутемас–Вхутеин).

1928 командирован в Париж.

С 1938 жил и работал в Москве.

 

Р. Р. Фальк – А. В. Куприну*

«Я все более и более смотрю назад к старым мастерам. И мне становится ясно, что искусство последнего времени переживает тяжелую болезнь. У стариков были ощущения реальности и они реально ощущали: то и другое одинаково важно. О таком маленьком своем ощущении говорил Сезанн. От этого у них и является такое совершенство техники. Мы же довольствуемся разной и случайной техникой ввиду неясности и случайности нашего ощущения. Поэтому для меня не столь важно найти внешнюю сторону картины, как докопаться до того, для чего и почему я художник. Тогда остальное очень просто наладится. Я считаю, что почти все, что делалось после Сезанна, – эстетика или скверный модерно-академизм. Мы, Бубновые Валеты, грешны в этом в очень сильной мере. От неясности и слабости наших ощущений и происходит то, что мы все обостренно подчеркиваем сдвигами, мы, так сказать, кнутом себя подстегиваем и заменяем недостаток нашего реального переживания вкусовыми ощущениями, и это мелкое искусство, это эстетизм.Поэтому в настоящей картине, у настоящего живописца поверхность холста приобретает какую-то жизненную энергию, кажется, что так называемая фактура имеет живую сеть нервов, свое кровообращение, подобно тому, как живое тело отличается от тела в паноптикуме.»

Москва, 1922

* Куприн Александр Васильевич (1880–1960), художник-живописец из круга «Бубнового валета». Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и прим. А. В. ЩекинКротовой. М.: Советский художник, 1981. С. 76–77.

Оставить комментарий