Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

Арсений Леонидович Шульц родился в Таллине 23 декабря 1910 года. Учился на Землемерных курсах в Москве, закончил их в 1929-м. Во время учёбы принимал участие в деятельности театральной студии, был членом редакционной коллегии, занимался оформлением здания, в котором размещались курсы, к революционным праздникам. Начал работать как профессиональный художник в семнадцатилетнем возрасте, имея за плечами студию Д.Н.Кардовского. Ещё совсем молодым человеком сотрудничал с издательствами, газетами и журналами, и в то же время получал профессиональное образование – сначала на рабфаке Вхутеина, а после –  с 1933 года – в разместившемся в здании Вхутеина Московском Архитектурном институте. Увлечённо занимался фотографией.

 

Наибольший интерес вызывают ранние рисунки А.Л.Шульца, созданные в течение четырёх лет, с 1928 по 1932 год. В них присутствует элемент шаржа и преобладает гротеск; истоки этой интонации – в обострённом восприятии молодым человеком примет и особенностей страны, в которой он родился, состояния времени, в котором живёт, и искусства, которое он только-только открывает для себя. Эти произведения полностью погружены в действительность повседневной жизни. Художник переживает и эстетизирует будничность, подчёркивая в ней преходящее и приземлённое, составляя первые собственные представления о реальной жизни; часто он ещё только играет в неё, исполняя какую-то самому не понятную и даже вовсе не известную роль.

 

Он не только высмеивает реальность, он сторонится попыток представить её как историческую целесообразность. Карикатурность отражает не комический смысл, присущий всякому времени, а абсурдность, стоящую за фасадом монументальной истории; это абсурдность самого человеческого существования, которое массовая культура пытается реабилитировать, приписывая ему рациональное содержание, обеспечивая его идеологической платформой и экономической заинтересованностью. В самом почерке и форме художественного произведения отражается намерение и смысл программы молодого художника: монументальные картины, иллюстрирующие события общественной жизни, самим своим появлением утверждают героическую версию репрезентации настоящего и его права на историю; маленькие чёрно-белые шаржи и карикатуры А.Л.Шульца не только снижают пафос высказываний современного искусства, заявляя, что существует искусство, не стремящееся к гегемонии и не ставящее целью движение навстречу власти; они опрокидывают популярные иерархические культурные схемы, декларируя демократические смыслы и формы творчества.

Оставить комментарий