Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

АвторыСоколов Михаил Ксенофонтович

(1885, Ярославль – 1947, Москва)

График, живописец, педагог

1885, 6 сентября родился в Ярославле

1998 – 1904 учился на городских классах рисования в Ярославле у П.А.Романовского

1904 – 1907 учился в Строгановском высшем художественно-промышленном училище у С.В.Ноаковского и С.И.Ягужинского

1907 – 1909 служил матросом на Балтийском флоте

1909 – 1912 жил в Москве

1914 вторично призван во флот, служил матросом запаса при штабе в Петербурге

1916 – 1917 рисунки М.К.Соколова экспонировались на выставке «Мир искусства» в Петербурге и Москве

1918 участвовал в выставке Ярославского художественного общества; работал преподавателем в гимназии города Сергач Нижегородской губернии

1919 – 1920 руководил губернскими декоративными мастерскими при Ярославском губнаробразе, работал преподавателем в Государственных свободных художественных мастерских в Ярославле

1921 – 1922 работал преподавателем в Государственных художественных мастерских в Твери, затем в изостудии при Яхромской мануфактуре

1923 переехал в Москву; начал новые серии работ, в которых преобладало стремление к диалогу с историческими стилями рисования, в это же время уничтожил многие ранние работы

1923 – 1925 руководил студией ИЗО Пролеткульта в Москве

1925, 1929 по инициативе Н.М.Тарабукина в Государственной академии художественных наук прошли выставки и обсуждения работ М.К.Соколова; в это время преподавал в Московском государственном техникуме изобразительного искусства памяти 1905 года и в Ярославском художественно-педагогическом техникуме

1934 принят в Московское отделение Союза художников (МОСХ)

1935 в издательстве Academia вышла книга Вольтера «Орлеанская девственница» с иллюстрациями М.К.Соколова

1936 – 1938 работал преподавателем в Институте повышения квалификации живописцев и художников-оформителей Москвы при МОСХе

1938, 25 октября арестован и осуждён на 7 лет лагерей по статье 58 пункт 16; сослан на станцию Тайга

1943 освобождён досрочно по состоянию здоровья, переехал в Ярославль, затем в Рыбинск; работал над иллюстрациями к «Мёртвым душам», «Анне Карениной», «Медному всаднику» и другим произведениям, занимался живописью, графикой, преподавал рисование в Доме пионеров

1947 летом получил разрешение переехать в Москву

1947, 29 сентября умер в Москве

Произведения М.К.Соколова находятся в ГРМ, ГТГ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, крупнейшим собранием работ М.К.Соколова располагает Ярославский художественный музей


«У Соколова была манера работать циклами. Один из самых обширных и длительных был цикл женских портретов. По существу, это был один и тот же образ, мерещившийся его романтическому воображению. Это была его «Незнакомка». Она была сродни блоковской. Здесь и старинный покрой платья, плотно облегающий шелками упругий стан. Здесь и «шляпа с траурными перьями», и в «кольцах узкая рука» с нарочито длинными и тонкими пальцами. Соколов любил поэзию Александра Блока. <…> Сотни вариантов этого образа переливались нежными перламутровыми красками. Чаще всего это были пастели, реже акварели и огромное количество монохромных рисунков углем, тушью, карандашом. Образ был чужд современности. Казалось, он перешел к Соколову с полотен живописи XVIII столетия, получив декадентскую интерпретацию. Весь эстетизм Соколова вылился в этих воображаемых портретах. <…> Его художественные симпатии нередко определялись именно его эстетизмом. Благодаря ему он выделял на первое место «Камеристку» Рубенса, смаковал портреты лордов Ван Дейка, преклонялся перед «Fetes galantes» Ватто, из всего Пикассо искренне ценил только «Испанку», и одно время тема «Пьеро» занимала в его искусстве центральное место. Любимой книгой по изобразительному искусству были «Воображаемые портреты» Патера, самого утонченного эстета в искусствознании. <…> Он был предельно самоуверен. Он посещал все выставки с одной целью – сделать вывод, что никто не равняется ему. В своих суждениях о художниках был крайне невыдержан. Москва живет сплетнями, и, конечно, «mots» Соколова доходили до авторов. Это создавало ему много врагов.»

Николай Тарабукин. Материалы для биографии художника Михаила Соколова

Михаил Соколов в переписке и воспоминаниях современников / Сост., авт. предисл. и коммент. Н. П. Голенкевич. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 47–48. (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое. Вып. 6)

Оставить комментарий