(1884, Москва — 1960, Москва)
Живописец, график
1905 — 1913 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у А. Васнецова.
С 1910 участник выставок, в их числе: 1910 «Союз молодежи», Москва; 1912 «Весенний салон», Москва; 1912 «Ослиный хвост», Москва; 1913 «Мишень», Москва; 1916 «Мир искусства», Москва; 1917 «Мир искусства», Петроград.
1922-1925 член объединения «Маковец»;
1929 — Общества московских художников (ОМХ);
1933 — Союза художников России.
1910 преподавал в Московском педагогическом институте;
1919 — в студии живописи и рисования в Сокольниках;
1921 — 1937 — в Государственных свободных художественных мастерских в Нижнем Новгороде.
1922-1934 заведующий художественным отделом историко-революционного музея;
1934-1937 директор Нижегородского художественного музея.
1938-1941 и 1943 — 1958 преподавал в Московском текстильном институте (МТИ).
Искусство, сохраняя народную мудрость, растущую из глуби седых веков и дающую художнику простор для проявления его личности в могучем и делающем творчестве, должно вести народ к высокой культуре познания и чувства, к участию в творчестве и к способности оценки и суждения. Искусство должно проникать [в] жизнь, придавая ей гармоническую и всеобъемлющую грацию. …Таким образом самый значительный из результатов, какого только достойна человеческая деятельность, требует объективного художественного созидания. Если жизнь и наука исследуют отдельные источники бытия, то только одно синтетически объективное искусство черпает из полной чаши его. Мы объективно переносим соотношение и связь вещей, представляя их именно такими, какими они понятны человеку, зная, что только в своей великой объективности образ не потеряет силы при всей дробности темных блужданий индивидуального чувства. Под объективным мы понимаем не безличие, не бесстрастную копию с природы, но искусство, прошедшее через творческое горнило властвующего над нею художника. Наше искусство исходит из страстных потребностей души, которой приходится собирать одиночные лучи света, рассеянные рефлектирующим мозгом современности. Мы видим конец искусства аналитического, и нашей задачей является собрать его разрозненные элементы в мощном синтезе.
Василий Чекрыгин. Наш пролог [1921 — 1926] (Маковец. 1922 — 1926: Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. c. 55.