-
книги
автор:Саша Балашов год:2004 - 2012 издательство: Agey Tomeshо книгах
Издательская программа «Новая История Искусства» начата в 2004 году. Цель программы – публикация материалов, освещающих малоизвестные страницы истории русского искусства ХХ века. Из этих страниц собираются новые главы истории. За ними открываются культурные пласты, которые в состоянии изменить конфигурацию истории искусства, и которые игнорирует современность, когда отказывается или оказывается не в состоянии считывать и разрабатывать их.
Художники, чьим произведениям посвящены первые книги серии, известны историкам искусства, но не всегда знакомы широкому кругу зрителей. Такое положение вещей стало результатом цензуры, которой подвержен процесс составления корпуса текстов по истории культуры. Эту цензуру можно было бы назвать политической, если бы в тексте об искусстве ХХ века сегодня этому слову не был приписан узкий идеологический смысл. Скорее, речь идёт о различных культурных намерениях, стратегиях, текстах, о различных моделях культурных практик в ХХ веке. Что такое политическая действительность? Это сцена, на которой появляется художник или занавес, скрывающий его? Насколько значим факт регистрации имени художника в корпоративной иерархической системе своего времени для нового прочтения истории? Не пришло ли время оценить намеренное или вынужденное отсутствие имени мастера в сообщениях, выражавших интересы бюрократической элиты своего времени?
Современность приучена читать тексты по истории культуры сквозь призму политики. Может ли современный человек читать политические тексты, подвергая их критике с точки зрения культурного опыта? Может ли искусство формировать оптику, позволяющую современному человеку видеть в подаче реальности конкуренцию программ, производящих и внедряющих в повседневную жизнь различные смыслы, определяющие пути и формы его существования? Может ли он анализировать действия политики, направленные на культуру, не только в прошлом, но и в настоящем? Этим вопросам посвящены книги серии «НИИ».
-
Ростислав Барто
автор:Саша Балашов год:2006 издательство: Agey Tomeshо книге
Первая книга, посвящённая творчеству Ростислава Барто. Имя художника хорошо известно историкам искусства ещё с двадцатых годов прошлого столетия: Барто – самый яркий среди учеников Александра Шевченко, участник художественного объединения “Цех живописцев” и, наверное, самый виртуозный мастер монотипии ХХ века. В конце 1920-х – начале 1930-х годов произведения художника находили интерес и понимание у зрителей и коллекционеров, когда уезжали на организованные Всекохудожником выставки в Амстердам, Стокгольм, Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорк, Париж, Венецию, Копенгаген, Токио и оставались там в частных собраниях и коллекциях современного искусства. К сожалению, иногда внимание критиков было только знаком того, что художнику выпало жить в тревожные времена. В книге Осипа Бескина “Формализм в живописи”, опубликованной в 1933 году и ставшей идеологической платформой борьбы с “левым” искусством, о Барто было сказано так: “ Барто демонстрирует своим творчеством, что он живёт не только на отлёте, но как бы вне нашей действительности. Он создал свой мир, вернее протащил к нам чужой мир и через этот застывший мир чужих вещей и людей, превращённых в вещи, хочет преломить и нашу действительность.”
-
Алексей Каменский
автор:Саша Балашов год:2007 издательство: Agey Tomeshо книге
Первый изданный в России альбом, посвящённый творчеству Алексея Каменского – одного из самых глубоких лириков в пространстве русского нонконформизма 1960-х – 1980-х годов. Творчество Каменского выпадает из ряда современных ему явлений художественной жизни, оно звучит как поэтический текст. Художник говорит о личном пространстве человека, о простых повседневных вещах и видит в них знаки вечности. Серии изображений – таблицы элементов окружающего мира, камертоны красоты живой реальности и самой жизни человека, которая была, есть и будет главной темой искусства.
Алексей Каменский – сын известного поэта-футуриста Василия Каменского. Эта связь провоцирует поиск параллелей его работы с эстетикой и практикой предреволюционного русского авангарда и подсказывает способ видеть в творчестве смысл культурной альтернативы государственно-бюрократической системе искусства.
Книга издана к восьмидесятилетию мастера.