Саша Балашов - Артеология
Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

консалтинг коллекция Стеллы и Вадима Аминовых

  • Красная фабрика

    (Русский) художник:Ларионов М.Ф. (Русский) год: 1900-е
  • Северная Венера

    (Русский) художник:Чирков А.Н. (Русский) год: 1931

    (1902, село Напольный Вьяс Пензенской губ. – 1946, село Жегалово Московской обл.)

    Живописец, график

    1920 поступил в Пензенское художественное училище, где занимался в мастерской А. Штурмана.

    1922 переехал в Москву и поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), учился в мастерских А. Осмёркина, И. Машкова и П. Кончаловского.

    1925 работа художника «Хлебы» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже.

    1926 участвовал в выставке картин Общества художников «Бытие».

    1927 окончил Вхутеин (бывший Вхутемас), в том же году участвовал в выставке общества «Крыло»,

    1928 – в выставке, посвященной десятилетнему юбилею Октябрьской революции, а также в выставке произведений Общества московских художников (ОМХ).

    1928 преподавал в Рязанском художественном техникуме,

    с 1930 – в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (МОХУ).

    1931 направлен в творческую командировку в Мурманск, по итогам которой мастером написано его известнейшее произведение – «Северная Венера».

    1937 персональные выставки в МОХУ и ДК «Серп и Молот» в Москве.

    1941 мобилизован в армию.

    1942 демобилизован, персональная выставка прошла в Доме художника на Верхней Масловке, 15.

    1945–1946 работал над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово.



    Chirkov, Anton Nikolayevich

    (b. 1902 Village of Napolny Vyas, Penza guberniya – d. 1946 village of Zhegalovo, Moscow region)

    Painter and graphic artist


    1920 – Joined the Penza Art School, where he studied in A. Shturman’s studio.

    1922 – Moved to Moscow and was enrolled in Vkhutemas (the Higher Art and Technical Studios), where he studied in the studios of A. Osmyorkin, I. Mashkov and P. Konchalovsky.

    1925 – Had his work “Loaves of Bread” shown at the World’s Fair in Paris.

    1926 – Took part in an exhibition of the Bytiye (Existence) association of artists.

    1927 – Graduated from Vkhutein (former Vkhutemas), took part in an exhibition of the Krylo (Wing) association.

    1928 – Took part in an exhibition marking the tenth anniversary of the Bolshevik revolution and in an exhibition of the Moscow Artists Society (OMKh), taught at the Ryazan Art College.

    1930 – Began to teach at the Memory of 1905 Moscow Regional Art School (MOKhU).

    1931 – Sent to the northern Russian city of Murmansk for a working visit that resulted in one of his best-known works, “Northern Venus.”

    1937 – Personal exhibitions at the MOKhU and the Hammer and Sickle cultural center in Moscow.

    1941 – Was drafted into the armed forces.

    1942 – Demobilized, had a personal exhibition at the Artists House at 15 Verkhnyaya Maslovka Street.

    1945–1946 – Painted frescoes in the Church of St. Nicholas in Zhegalovo, Moscow region.

  • Урожай

    (Русский) художник:Чирков А.Н. (Русский) год: 1931

    (1902, село Напольный Вьяс Пензенской губ. – 1946, село Жегалово Московской обл.)

    Живописец, график

    1920 поступил в Пензенское художественное училище, где занимался в мастерской А. Штурмана.

    1922 переехал в Москву и поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), учился в мастерских А. Осмёркина, И. Машкова и П. Кончаловского.

    1925 работа художника «Хлебы» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже.

    1926 участвовал в выставке картин Общества художников «Бытие».

    1927 окончил Вхутеин (бывший Вхутемас), в том же году участвовал в выставке общества «Крыло»,

    1928 – в выставке, посвященной десятилетнему юбилею Октябрьской революции, а также в выставке произведений Общества московских художников (ОМХ).

    1928 преподавал в Рязанском художественном техникуме,

    с 1930 – в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (МОХУ).

    1931 направлен в творческую командировку в Мурманск, по итогам которой мастером написано его известнейшее произведение – «Северная Венера».

    1937 персональные выставки в МОХУ и ДК «Серп и Молот» в Москве.

    1941 мобилизован в армию.

    1942 демобилизован, персональная выставка прошла в Доме художника на Верхней Масловке, 15.

    1945–1946 работал над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово.



    Chirkov, Anton Nikolayevich

    (b. 1902 Village of Napolny Vyas, Penza guberniya – d. 1946 village of Zhegalovo, Moscow region)

    Painter and graphic artist


    1920 – Joined the Penza Art School, where he studied in A. Shturman’s studio.

    1922 – Moved to Moscow and was enrolled in Vkhutemas (the Higher Art and Technical Studios), where he studied in the studios of A. Osmyorkin, I. Mashkov and P. Konchalovsky.

    1925 – Had his work “Loaves of Bread” shown at the World’s Fair in Paris.

    1926 – Took part in an exhibition of the Bytiye (Existence) association of artists.

    1927 – Graduated from Vkhutein (former Vkhutemas), took part in an exhibition of the Krylo (Wing) association.

    1928 – Took part in an exhibition marking the tenth anniversary of the Bolshevik revolution and in an exhibition of the Moscow Artists Society (OMKh), taught at the Ryazan Art College.

    1930 – Began to teach at the Memory of 1905 Moscow Regional Art School (MOKhU).

    1931 – Sent to the northern Russian city of Murmansk for a working visit that resulted in one of his best-known works, “Northern Venus.”

    1937 – Personal exhibitions at the MOKhU and the Hammer and Sickle cultural center in Moscow.

    1941 – Was drafted into the armed forces.

    1942 – Demobilized, had a personal exhibition at the Artists House at 15 Verkhnyaya Maslovka Street.

    1945–1946 – Painted frescoes in the Church of St. Nicholas in Zhegalovo, Moscow region.

  • Утром

    (Русский) художник:Зусман Л.П. (Русский) год: Начало 1930-х

    (1906, Гродно — 1984, Москва)

    График, живописец

    1919-1923 посещал частные художественные студии Ф. Рерберга и А. Миганаджиана в Москве, стал вольнослушателем Первых государственных свободных художественных мастерских в классе И. Машкова.

    1924-1926 учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Ленинграде у К. Петрова-Водкина;

    1927-1929 в Высшем государственном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве у Д. Штеренберга.

    C 1928 участник выставок, в их числе: 1928 4-я выставка картин, рисунков и скульптуры ОСТ; 1929 Художественная выставка СССР в Нью-Йорке; 1931 Парижская выставка; 1938 советская выставка в Лондоне; 1966 первая персональная выставка в Москве. 1978 вторая персональная выставка в Москве.

    С 1931 работал как иллюстратор и оформитель книги, создавал декорации спектаклей в театрах Москвы, Киева, Одессы, Рыбинска.

    C 1944 сотрудничал в «Окнах ТАСС» и различных издательствах, был художественным редактором журнала «Вокруг света».

    1959 удостоен серебряной медали на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за оформление книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости».

    Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл ее я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их крут, тем она нужнее. И еще в ней выступает великая человеческая общность и преемственность, выражающиеся хотя бы в том, что мы, люди второй половины двадцатого века, летающие на огромных лайнерах, проникшие в космос и вступившие на Луну, так же как художник, отделенный от нас тремя столетиями, носивший пудреный парик и шелковые панталоны, веривший в Бога и почитавший короля, радуемся такому простому и прекрасному зрелищу, как простая тарелка, наполненная персиками с их бархатистой нежной кожицей, переливающейся голубыми и розовыми красками, или белый кувшинчик с синими узорами и воткнутым в него букетиком.

    Леонид Зусман. 1978 (Балашов С. Леонид Зусман. М.: Agey Tomesh, 2004. С. 16. Новая история искусства)



    Zusman, Leonid Pavlovich

    (b. 1906 Grodno – d. 1984 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1919–1923 – Studied at the private studios of F. Rerberg and A. Miganadjian in Moscow and audited classes at the First State Free Art Studios under I. Mashkov.

    1924–1926 – Studied at Vkhutein [The Higher Art and Technical Institute] in Leningrad under K. Petrov-Vodkin.

    1927–1929 – Studied at Vkhutein in Moscow under D. Shterenberg.

    Took part in exhibitions beginning in 1928, including: 1928 – Fourth Exhibition of Paintings, Drawings, and Sculpture by OST [Society for Easel Painting]; 1929 – USSR Art Exhibition in New York; 1931 – art exhibition in Paris; 1938 – the Soviet exhibition in London; 1966 – first personal exhibition in Moscow; 1978 – second personal exhibition in Moscow.

    From 1931 on – Worked as a book illustrator and designer, designed stage scenery for theaters in Moscow, Kiev, Odessa, and Rybinsk.

    From 1944 on – Worked on the TASS Windows propaganda posters, as well as in various publishing houses and as an art director of Vokrug Sveta [Around the World] magazine.

    1959 – Awarded a silver medal at the Leipzig Book Fair for his work on In Praise of Folly by Erasmus of Rotterdam.

    “The thought that a painting’s only value is in itself, is alien to me. I see its meaning in the images and associations it provokes; the more numerous and various they are, the more necessary the painting is. It also reflects the humans’ great community and continuity that is reflected in the very fact that we, people of the second half of the 20th century, who fly gigantic airplanes, travel in space and land on the Moon, can find pleasure in a simple and beautiful sight of a plate filled with peaches with tender velvety skin, with shades of pink and blue, or a white jar with blue ornaments and a bouquet of flowers — the same sight that might have delighted an artist who lived three centuries ago, wore a powdered wig and silk trousers, believed in God and honoured his King. »

    Leonid Zusman, 1978

    S.I. Balashov. Leonid Zusman. M.: Agey Tomesh, 2004. P. 16. (Novaya istoriya iskusstva [New History of Art]).

  • Рыжекудрая красавица

    (Русский) художник:Зусман Л.П. (Русский) год: Конец 1920-х – начало 1930-х

    (1906, Гродно — 1984, Москва)

    График, живописец

    1919-1923 посещал частные художественные студии Ф. Рерберга и А. Миганаджиана в Москве, стал вольнослушателем Первых государственных свободных художественных мастерских в классе И. Машкова.

    1924-1926 учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Ленинграде у К. Петрова-Водкина;

    1927-1929 в Высшем государственном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве у Д. Штеренберга.

    C 1928 участник выставок, в их числе: 1928 4-я выставка картин, рисунков и скульптуры ОСТ; 1929 Художественная выставка СССР в Нью-Йорке; 1931 Парижская выставка; 1938 советская выставка в Лондоне; 1966 первая персональная выставка в Москве. 1978 вторая персональная выставка в Москве.

    С 1931 работал как иллюстратор и оформитель книги, создавал декорации спектаклей в театрах Москвы, Киева, Одессы, Рыбинска.

    C 1944 сотрудничал в «Окнах ТАСС» и различных издательствах, был художественным редактором журнала «Вокруг света».

    1959 удостоен серебряной медали на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за оформление книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости».

    Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл ее я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их крут, тем она нужнее. И еще в ней выступает великая человеческая общность и преемственность, выражающиеся хотя бы в том, что мы, люди второй половины двадцатого века, летающие на огромных лайнерах, проникшие в космос и вступившие на Луну, так же как художник, отделенный от нас тремя столетиями, носивший пудреный парик и шелковые панталоны, веривший в Бога и почитавший короля, радуемся такому простому и прекрасному зрелищу, как простая тарелка, наполненная персиками с их бархатистой нежной кожицей, переливающейся голубыми и розовыми красками, или белый кувшинчик с синими узорами и воткнутым в него букетиком.

    Леонид Зусман. 1978 (Балашов С. Леонид Зусман. М.: Agey Tomesh, 2004. С. 16. Новая история искусства)



    Zusman, Leonid Pavlovich

    (b. 1906 Grodno – d. 1984 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1919–1923 – Studied at the private studios of F. Rerberg and A. Miganadjian in Moscow and audited classes at the First State Free Art Studios under I. Mashkov.

    1924–1926 – Studied at Vkhutein [The Higher Art and Technical Institute] in Leningrad under K. Petrov-Vodkin.

    1927–1929 – Studied at Vkhutein in Moscow under D. Shterenberg.

    Took part in exhibitions beginning in 1928, including: 1928 – Fourth Exhibition of Paintings, Drawings, and Sculpture by OST [Society for Easel Painting]; 1929 – USSR Art Exhibition in New York; 1931 – art exhibition in Paris; 1938 – the Soviet exhibition in London; 1966 – first personal exhibition in Moscow; 1978 – second personal exhibition in Moscow.

    From 1931 on – Worked as a book illustrator and designer, designed stage scenery for theaters in Moscow, Kiev, Odessa, and Rybinsk.

    From 1944 on – Worked on the TASS Windows propaganda posters, as well as in various publishing houses and as an art director of Vokrug Sveta [Around the World] magazine.

    1959 – Awarded a silver medal at the Leipzig Book Fair for his work on In Praise of Folly by Erasmus of Rotterdam.

    “The thought that a painting’s only value is in itself, is alien to me. I see its meaning in the images and associations it provokes; the more numerous and various they are, the more necessary the painting is. It also reflects the humans’ great community and continuity that is reflected in the very fact that we, people of the second half of the 20th century, who fly gigantic airplanes, travel in space and land on the Moon, can find pleasure in a simple and beautiful sight of a plate filled with peaches with tender velvety skin, with shades of pink and blue, or a white jar with blue ornaments and a bouquet of flowers — the same sight that might have delighted an artist who lived three centuries ago, wore a powdered wig and silk trousers, believed in God and honoured his King. »

    Leonid Zusman, 1978

    S.I. Balashov. Leonid Zusman. M.: Agey Tomesh, 2004. P. 16. (Novaya istoriya iskusstva [New History of Art]).

  • Рабочий

    (Русский) художник:Чупятов Л.Т. (Русский) год: 1928

     

  • Розовый дом, голубой забор

    (Русский) художник:Сафронова А.Ф. (Русский) год: 1935

    (1892, с. Дросково Орловской губ. — 1966, Москва)
    Живописец, график

    1910-1913 училась в студии Ф. Рерберга;

    1913-1917 — в студии И. Машкова в Москве.

    1920-1921 преподавала в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. Автор теоретических статей по новому искусству.

    C 1914 участник выставок и экспонент объединений: 1914 «Бубновый валет»; 1917 «Мир искусства»; 1917 Московское товарищество художников; 1925 Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств в Париже; 1931 выставка группы «13»; 1962 персональная выставка в Центральном Доме литераторов в Москве.

    1923 Автор обложки книги Николая Тарабукина «От мольберта к машине».

    1931 член группы художников «13».

    С 1926 года [Софронова] пишет маслом пейзажи Москвы. Любила она ходить по ее улицам и много гуляла по набережным Москвы-реки; все эти места были недалеко от ее переулка (Большой Афанасьевский), расположенного между Арбатом и Пречистенкой (ныне Кропоткинской). Гуляя делала маленькие зарисовки бледным карандашом с пометочками цвета, а то и просто запоминала, в чем много тренировалась, живя в Дроскове. Затем дома она предварительно выполняла пейзаж сначала акварелью с белилами (которых образовалась тоже серия). В выборе мотивов городских видов ее больше тянуло к таким, в которых есть «уходящая» линия: например, она любила изображать набережные или мостовые и тротуары переулков. А также простор и много неба, реку, сквозные деревья (не нагруженные листвой); освещение мягкое, не дающее резких теней.

    Ирина Евстафьева (Художники группы « Тринадцать ». (Из истории художественной жизни 1920-1930-х гг.) / Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. С. 193.)



    Sofronova (Safronova), Antonina Fyodorovna

    (b. 1892 Village of Droskovo, Oryol guberniya – d. 1966 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1910–1913 – Studied in Moscow at the studio of F. Rerberg.

    1913–1917 – At I. Mashkov’s studio.

    1920–1921 – Taught at the State Free Art Studios in Tver. Author of several articles on the theory of new art.

    Took part in exhibitions beginning in 1914, including: 1914 – the Jack of Diamonds group; 1917 – the World of Art group and the Moscow Association of Artists; 1925 – the International Exhibition of Modern Decorative and Industrial Arts in Paris; 1931 – the Thirteen group; 1962 – personal exhibition in Moscow’s Central House of Writers.

    1923 – Designed the cover for Nikolai Tarabukin’s book From Easel to Machine.

    1931 – Member of the Thirteen group.

    “Since 1926 [Sofronova] began painting scenes of Moscow in oil. She loved to walk down Moscow’s streets and frequently took promenades along the Moskva River. All of these places were not far from where she lived, in BolshoyAfanasyevsky Lane, located between the Arbat and Prechistenka Street. <…> As Sofronova strolled along, she would make little sketches with faint pencil marks and indications of color, or sometimes simply remembered what she saw — she had practiced this hard while living in Droskovo. Returning home, she would paint the scene preliminarily in watercolors with whitewash (eventually producing a series of such paintings). In selecting which motifs of the city to paint, Sofronova was mostly attracted to those views which had a receding line. For example, she loved to paint riverfronts, city streets, and alley sidewalks. Her paintings were spacious, with lots of sky, river views, and trees with sparse foliage; the light was soft, with no sharply defined shadows.”
    Irina Yevstafieva, Antonina Sofronova
    Khudozhniki gruppy Trinadtsat. Iz istorii khudozhestvennoy zhizni 1920-1930-kh gg. [The Artists of the Thirteen group: From the History of Art in the 1920s—1930s]. M.: Sovetsky Khudozhnik, 1985. P. 193.

  • Зимний бульвар

    (Русский) художник:Сафронова А.Ф. (Русский) год: 1930-е

    (1892, с. Дросково Орловской губ. — 1966, Москва)
    Живописец, график

    1910-1913 училась в студии Ф. Рерберга;

    1913-1917 — в студии И. Машкова в Москве.

    1920-1921 преподавала в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. Автор теоретических статей по новому искусству.

    C 1914 участник выставок и экспонент объединений: 1914 «Бубновый валет»; 1917 «Мир искусства»; 1917 Московское товарищество художников; 1925 Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств в Париже; 1931 выставка группы «13»; 1962 персональная выставка в Центральном Доме литераторов в Москве.

    1923 Автор обложки книги Николая Тарабукина «От мольберта к машине».

    1931 член группы художников «13».

    С 1926 года [Софронова] пишет маслом пейзажи Москвы. Любила она ходить по ее улицам и много гуляла по набережным Москвы-реки; все эти места были недалеко от ее переулка (Большой Афанасьевский), расположенного между Арбатом и Пречистенкой (ныне Кропоткинской). Гуляя делала маленькие зарисовки бледным карандашом с пометочками цвета, а то и просто запоминала, в чем много тренировалась, живя в Дроскове. Затем дома она предварительно выполняла пейзаж сначала акварелью с белилами (которых образовалась тоже серия). В выборе мотивов городских видов ее больше тянуло к таким, в которых есть «уходящая» линия: например, она любила изображать набережные или мостовые и тротуары переулков. А также простор и много неба, реку, сквозные деревья (не нагруженные листвой); освещение мягкое, не дающее резких теней.

    Ирина Евстафьева (Художники группы « Тринадцать ». (Из истории художественной жизни 1920-1930-х гг.) / Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. С. 193.)



    Sofronova (Safronova), Antonina Fyodorovna

    (b. 1892 Village of Droskovo, Oryol guberniya – d. 1966 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1910–1913 – Studied in Moscow at the studio of F. Rerberg.

    1913–1917 – At I. Mashkov’s studio.

    1920–1921 – Taught at the State Free Art Studios in Tver. Author of several articles on the theory of new art.

    Took part in exhibitions beginning in 1914, including: 1914 – the Jack of Diamonds group; 1917 – the World of Art group and the Moscow Association of Artists; 1925 – the International Exhibition of Modern Decorative and Industrial Arts in Paris; 1931 – the Thirteen group; 1962 – personal exhibition in Moscow’s Central House of Writers.

    1923 – Designed the cover for Nikolai Tarabukin’s book From Easel to Machine.

    1931 – Member of the Thirteen group.

    “Since 1926 [Sofronova] began painting scenes of Moscow in oil. She loved to walk down Moscow’s streets and frequently took promenades along the Moskva River. All of these places were not far from where she lived, in BolshoyAfanasyevsky Lane, located between the Arbat and Prechistenka Street. <…> As Sofronova strolled along, she would make little sketches with faint pencil marks and indications of color, or sometimes simply remembered what she saw — she had practiced this hard while living in Droskovo. Returning home, she would paint the scene preliminarily in watercolors with whitewash (eventually producing a series of such paintings). In selecting which motifs of the city to paint, Sofronova was mostly attracted to those views which had a receding line. For example, she loved to paint riverfronts, city streets, and alley sidewalks. Her paintings were spacious, with lots of sky, river views, and trees with sparse foliage; the light was soft, with no sharply defined shadows.”
    Irina Yevstafieva, Antonina Sofronova
    Khudozhniki gruppy Trinadtsat. Iz istorii khudozhestvennoy zhizni 1920-1930-kh gg. [The Artists of the Thirteen group: From the History of Art in the 1920s—1930s]. M.: Sovetsky Khudozhnik, 1985. P. 193.

  • В кабине аэростата

    (Русский) художник:Каптерев В.В. (Русский) год: 1930-е (?)
  • Сбор урожая

    (Русский) художник:Ермилова-Платова Е.Ф. (Русский) год: 1930

    (1895, село Каменка Таврической губ. — 1974, Москва)

    Живописец, график

    1914 поступила на историко-филологический факультет Московского университета.

    1914-1916 занималась рисунком в классах рисования и живописи К. Юона и И. Дудина.

    1917-1918 посещала студию И. Машкова.

    1919 участвовала в организации художественной студии, музея и плакатной мастерской в Никополе.

    С 1919-1921 работала в подотделе искусств Крымского народного отдела образования в Симферополе под руководством Я. Тугендхольда.

    C 1919 участник выставок, в их числе: 1919 выставка херсонских художников; 1932 выставка «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде; 1934 выставка в Клубе мастеров искусств в Москве совместно с мужем, Ф. Платовым; 1939, 1944 персональные выставки.

    1949 исключена из МОСХа.

    1992 персональная выставка в Выставочном зале «Кунцево», Москва.

    Точно не помню года, но неизгладимое впечатление произвела на меня выставка Гончаровой, Ларионова, Бурлюка, открывшаяся в Херсоне. Эта выставка на всю жизнь наложила отпечаток на мое творчество. Всегда мне очень нравились примитивисты. Джотто, Брейгель Мужицкий и современные французские художники. В сериях «Лица и улицы», «В парикмахерской», «На темы древнерусских фресок» — источники очевидны: народная роспись, вывеска, лубок, икона. Но это не более чем отправные точки.Неуемная фантазия, спонтанность самовыражения, органичный примитивизм Ермиловой-Платовой — надежное противоядие от стилизации, тем паче от эпигонства. «Свое все-все любимое» — ее координаты. «В детстве ухаживала за цветами». Цветы — полевые, садовые, экзотические — позже доминирующий мотив ее натюрмортов. «Красота Днепра, необыкновенные разливы, поездки на лодках, парусниках и маленьких катерах в город Никополь в бури и тихую погоду запечатлелись на всю жизнь». Слово «запечатлелись», по-видимому, точное. Вряд ли писала она свою Каменку на Днепре впрямую с натуры, весной и летом из года в год. Похоже, что шла по развилкам памяти, как бы обретая вновь и вновь ощущение себя в распахнутом просторе воды, степи и неба. Пространство, обладающее собственным притяжением, ее пространство соткано из «летучей материи»— сгущения и разряжения света, и организовано «линиями, выражающими четкую ясность деталей и легкую расплывчатость пейзажа». Идеал художника: «Линия японцев… Она может быть твердой, как металл, и мягкой, как пух. Она передает спокойное равновесие и стремительное движение. Линия держится в плоскости и в объеме».

    Ройтенберг О. О. Неужели кго-то вспомнил, что мы были… Из истории художественной жизни. 1925 — 1935 / Сост. И. А. Никифорова, В. Н. Шабалаева. М.: Галарт, 2004. С. 370, 372 — 373.

  • Старик

    (Русский) художник:Ермилова-Платова Е.Ф. (Русский) год: 1930

    (1895, село Каменка Таврической губ. — 1974, Москва)

    Живописец, график

    1914 поступила на историко-филологический факультет Московского университета.

    1914-1916 занималась рисунком в классах рисования и живописи К. Юона и И. Дудина.

    1917-1918 посещала студию И. Машкова.

    1919 участвовала в организации художественной студии, музея и плакатной мастерской в Никополе.

    С 1919-1921 работала в подотделе искусств Крымского народного отдела образования в Симферополе под руководством Я. Тугендхольда.

    C 1919 участник выставок, в их числе: 1919 выставка херсонских художников; 1932 выставка «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде; 1934 выставка в Клубе мастеров искусств в Москве совместно с мужем, Ф. Платовым; 1939, 1944 персональные выставки.

    1949 исключена из МОСХа.

    1992 персональная выставка в Выставочном зале «Кунцево», Москва.

    Точно не помню года, но неизгладимое впечатление произвела на меня выставка Гончаровой, Ларионова, Бурлюка, открывшаяся в Херсоне. Эта выставка на всю жизнь наложила отпечаток на мое творчество. Всегда мне очень нравились примитивисты. Джотто, Брейгель Мужицкий и современные французские художники. В сериях «Лица и улицы», «В парикмахерской», «На темы древнерусских фресок» — источники очевидны: народная роспись, вывеска, лубок, икона. Но это не более чем отправные точки.Неуемная фантазия, спонтанность самовыражения, органичный примитивизм Ермиловой-Платовой — надежное противоядие от стилизации, тем паче от эпигонства. «Свое все-все любимое» — ее координаты. «В детстве ухаживала за цветами». Цветы — полевые, садовые, экзотические — позже доминирующий мотив ее натюрмортов. «Красота Днепра, необыкновенные разливы, поездки на лодках, парусниках и маленьких катерах в город Никополь в бури и тихую погоду запечатлелись на всю жизнь». Слово «запечатлелись», по-видимому, точное. Вряд ли писала она свою Каменку на Днепре впрямую с натуры, весной и летом из года в год. Похоже, что шла по развилкам памяти, как бы обретая вновь и вновь ощущение себя в распахнутом просторе воды, степи и неба. Пространство, обладающее собственным притяжением, ее пространство соткано из «летучей материи»— сгущения и разряжения света, и организовано «линиями, выражающими четкую ясность деталей и легкую расплывчатость пейзажа». Идеал художника: «Линия японцев… Она может быть твердой, как металл, и мягкой, как пух. Она передает спокойное равновесие и стремительное движение. Линия держится в плоскости и в объеме».

    Ройтенберг О. О. Неужели кго-то вспомнил, что мы были… Из истории художественной жизни. 1925 — 1935 / Сост. И. А. Никифорова, В. Н. Шабалаева. М.: Галарт, 2004. С. 370, 372 — 373.

  • Одуванчик

    (Русский) художник:Романович С.М. (Русский) год: 1960-е

  • Слепые музыканты

    (Русский) художник:Бебутова Е.М. (Русский) год: 1928
  • Модница

    (Русский) художник:Зусман Л.П. (Русский) год: 1960

    (1906, Гродно — 1984, Москва)

    График, живописец

    1919-1923 посещал частные художественные студии Ф. Рерберга и А. Миганаджиана в Москве, стал вольнослушателем Первых государственных свободных художественных мастерских в классе И. Машкова.

    1924-1926 учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Ленинграде у К. Петрова-Водкина;

    1927-1929 в Высшем государственном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве у Д. Штеренберга.

    C 1928 участник выставок, в их числе: 1928 4-я выставка картин, рисунков и скульптуры ОСТ; 1929 Художественная выставка СССР в Нью-Йорке; 1931 Парижская выставка; 1938 советская выставка в Лондоне; 1966 первая персональная выставка в Москве. 1978 вторая персональная выставка в Москве.

    С 1931 работал как иллюстратор и оформитель книги, создавал декорации спектаклей в театрах Москвы, Киева, Одессы, Рыбинска.

    C 1944 сотрудничал в «Окнах ТАСС» и различных издательствах, был художественным редактором журнала «Вокруг света».

    1959 удостоен серебряной медали на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за оформление книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости».

    Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл ее я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их крут, тем она нужнее. И еще в ней выступает великая человеческая общность и преемственность, выражающиеся хотя бы в том, что мы, люди второй половины двадцатого века, летающие на огромных лайнерах, проникшие в космос и вступившие на Луну, так же как художник, отделенный от нас тремя столетиями, носивший пудреный парик и шелковые панталоны, веривший в Бога и почитавший короля, радуемся такому простому и прекрасному зрелищу, как простая тарелка, наполненная персиками с их бархатистой нежной кожицей, переливающейся голубыми и розовыми красками, или белый кувшинчик с синими узорами и воткнутым в него букетиком.

    Леонид Зусман. 1978 (Балашов С. Леонид Зусман. М.: Agey Tomesh, 2004. С. 16. Новая история искусства)



    Zusman, Leonid Pavlovich

    (b. 1906 Grodno – d. 1984 Moscow)

    Painter and graphic artist


    1919–1923 – Studied at the private studios of F. Rerberg and A. Miganadjian in Moscow and audited classes at the First State Free Art Studios under I. Mashkov.

    1924–1926 – Studied at Vkhutein [The Higher Art and Technical Institute] in Leningrad under K. Petrov-Vodkin.

    1927–1929 – Studied at Vkhutein in Moscow under D. Shterenberg.

    Took part in exhibitions beginning in 1928, including: 1928 – Fourth Exhibition of Paintings, Drawings, and Sculpture by OST [Society for Easel Painting]; 1929 – USSR Art Exhibition in New York; 1931 – art exhibition in Paris; 1938 – the Soviet exhibition in London; 1966 – first personal exhibition in Moscow; 1978 – second personal exhibition in Moscow.

    From 1931 on – Worked as a book illustrator and designer, designed stage scenery for theaters in Moscow, Kiev, Odessa, and Rybinsk.

    From 1944 on – Worked on the TASS Windows propaganda posters, as well as in various publishing houses and as an art director of Vokrug Sveta [Around the World] magazine.

    1959 – Awarded a silver medal at the Leipzig Book Fair for his work on In Praise of Folly by Erasmus of Rotterdam.

    “The thought that a painting’s only value is in itself, is alien to me. I see its meaning in the images and associations it provokes; the more numerous and various they are, the more necessary the painting is. It also reflects the humans’ great community and continuity that is reflected in the very fact that we, people of the second half of the 20th century, who fly gigantic airplanes, travel in space and land on the Moon, can find pleasure in a simple and beautiful sight of a plate filled with peaches with tender velvety skin, with shades of pink and blue, or a white jar with blue ornaments and a bouquet of flowers — the same sight that might have delighted an artist who lived three centuries ago, wore a powdered wig and silk trousers, believed in God and honoured his King. »

    Leonid Zusman, 1978

    S.I. Balashov. Leonid Zusman. M.: Agey Tomesh, 2004. P. 16. (Novaya istoriya iskusstva [New History of Art]).