Несмотря не некоторую иронию, звучащую в интонации автора этих строк, Домбровский не подвергает сомнению сложившийся вокруг А.А.Риттиха в 1930-х годах ореол славы на земле изгоев и образ признанного мастера, маэстро, мэтра.
Художник стал одним из основоположников Союза художников Казахстана. Но дело было не в формальном признании его таланта; он был живым воплощением художника-артиста и художника-демиурга, творца действительности, способного делать невозможное и своими творениями поражать неверующих. Да, эта действительность была парадной и холодной. Но это и была действительность. И он был олицетворением мифа о Художнике.
В 1936 году работы А.А.Риттиха были показаны в Москве в рамках первой декады литературы и искусств Казахстана. Выставка состоялась в фойе филиала Большого театра с 17 по 26 мая. В скобках заметим, что на этой же выставке экспонировались работы В.В.Каптерева.
Следует заметить, что в результате репрессий тридцатых годов и вызванного иными причинами влечения некоторых художников в это время к перемене мест, в Алма-Ате и Караганде образовалась уникальная культурная среда, в которой трудился В.В.Каптерев, писал театральные декорации и письма на Марс С.И.Калмыков, педагогическую работу вели А.М.Черкасский и В.А.Эйферт – в недавнем прошлом директор ГМИИ им. А.С.Пушкина, а эвакуированный из Ленинграда в августе 1942 года П.Я.Зальцман работал на Центральной объединённой киностудии.
Творчество А.А.Риттиха тридцатых годов в значительной мере ограничено парадными формами произведений, целью которых было создание монументальных и героизированных образов нового времени. Художник решает эту задачу, как профессиональный архитектор, дизайнер и декоратор эпохи. И тогда мы задаём себе вопрос – а не с тем же самым намерением создавал художник свои ранние работы, принадлежащие европейской символистической традиции?
Наблюдая разительную перемену, происходящую с художником в двадцатых годах, мы спрашиваем себя – каким виделось художнику место искусства в обществе и личной истории человека? Стремился ли он своим искусством менять порядок вещей в мире или ограничивал его задачей находить художественные образы, отвечающие требованиям эпохи, наиболее приближенные к идеологически сориентированным отражениям духа времени? Стремился ли вкладывать в их содержание своё «я» или скрывался за ними? Или был исполнительным профессионалом и не задумывался над такими вопросами? Можем ли мы судить об этом и смеем ли осуждать мастера?
Может быть, искусство было для молодого художника поиском себя в начале пути и стало защитой в зрелые годы? Или это было спровоцировано какими-то подробностями биографии А.А.Риттиха, которые он не стремился афишировать?
…
Факты биографии А.А.Риттиха продолжают уточнятся. Несмотря на свидетельства всех источников, в которых упоминается имя А.А.Риттиха, о получении им образования в Вене и Мюнхене, это сообщение документального подтверждения пока не получило. Точно также всё ещё остаётся официально неподтверждённой принятая (и удостоверенная дочерью художника Л.А.Риттих) точка зрения, что А.А.Риттих являлся сыном Александра Александровича Риттиха, известного политического деятеля, последнего министра земледелия Российской империи. Его работу на ответственном посту высоко оценивали многие историки и публицисты. А.И.Солженицын, например, написал:
«Александр Риттих, выпадавший из традиции последних русских правительств — отсутствующих, безличных, параличных, сам из того же образованного слоя, который десятилетиями либеральствовал и критиковал, Риттих, весь сосредоточенный на деле, всегда готовый отчитываться и аргументировать, словно нарочно был послан судьбою на последнюю неделю русской Государственной Думы, чтобы показать, чего стоила она и чего хотела. …»
1. Е.А.Кибрик «Работа и мысли художника». М.: «Искусство», 1984, с.с. 19 – 20