Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиПоставангард или русское искусство 1920 — 1930 годов

Татьяна Купервассер

 

Зусман — тонкий, умный и интеллигентный художник; он может быть уверен в чем угодно, но только не в самом себе: будучи уже зрелым мастером, в 1968 году, он сделал в дневнике следующую запись: «Из всех «талантов», коими я был одарен, самым скромным был дар художника, но жизнь так сложилась, что я стал именно художником и принужден говорить на языке, наиболее трудно дающемся мне».

На самом деле, неизвестно, какой язык давался художнику труднее всего — но то, что он блестяще владел не только кистью, но и словом — это факт. Стоит привести еще одну цитату из записей Леонида Зусмана: «возможен такой парадокс: там, где искусство свободно, слишком свободно, — там, в силу отсутствия препятствий оно ослабеет, выродится, деградирует; а там, где оно испытывает пятидесятилетний гнет, издевательства, зажим, созреет полноценное искусство. Потому что только подлинное, стойкое, отжатое сумеет как-то сохраниться, выжить. Кто пройдет через страшный фильтр? Только сильные. Всё то, что слабее, отсеется. Интересно, очень интересно как наши потомки, «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне», будут находить драгоценные слитки, свидетельства подлинного человеческого искусства». Дан ли окончательный ответ на этот вопрос? Нет, и будет дан еще не скоро.

Художественная жизнь России 1920-х — начала 1930-х годов определялась сосуществованием и соперничеством различных художественных объединений. Александр Лабас был членом-учредителем Общества станковистов (ОСТ), молодой Леонид Зусман был экспонентом 4-й выставки ОСТа в 1929 году. Ростислав Барто и Борис Голополосов входили в упоминавшийся «Цех живописцев». Александр Русаков и его жена Татьяна Купервассер — участники ленинградской группы «Круг художников», поставившей создание «стиля эпохи» своей задачей и, как видно сегодня, решившей ее. Прошло восемьдесят лет, и теперь, говоря о самых ярких событиях искусства двадцатых годов прошлого века, мы называем имена художников «Круга» и вспоминаем их работы, в том числе «На пляже» Русакова и пронзительную, подробную, в деталях воссоздающую эпоху Зощенко и Хармса сцену «На улице» Купервассер.

Оставить комментарий