Искусство – это не обязательно формализуемое напряжение, которое создаётся в отношениях между автором, произведением, зрителем и суммой контекстов.
У работ Семёнова-Амурского почти не было зрителей, но он и не работал на зрителя. Он о ж и д а е т зрителя; его зритель, как и его собеседник, чаще всего – отсутствующее лицо, нездешнее, но ожидаемое. Тот, кому он доверяет, в кого верит.
То, что художник поручает глазу – это ясное видение места жизни человека, которое сместилось по отношению к условиям и расписаниям его жизни до соприкосновения с (этим) искусством; изменилось и само искусство: оно становится формой жизни как личного решения человека, он сам определяет степень своей ответственности за то, что происходит в пространстве его существования.
Реальность, изображаемая художником, отличается от видимой реальности, но, в представлении художника, она истинна, правдива; она говорит о том, как человек ХХ века относится к видимой реальности, прозревая за ней возможности другой жизни, то есть, возможности жить по-другому, в системе других отношений между людьми и других ценностей. Искусство создаёт эту возможность. Вот почему люди этого времени, в том числе молодые люди этого времени с таким желанием обращаются к искусству и с такой внимательностью воспринимают его. То, что представляется не-реальным или сверх-реальным в искусстве – на самом деле, реальное состояние человека второй половины ХХ века, это то, о чём он думает и к чему стремится. Это возвращение человека к переживанию подлинности существования, обусловленного единственно его личным присутствием, ощущением и осознаванием этой подлинности. А этот опыт намного превосходит границы описаний видимого мира.