Говоря сегодня об авангарде необходимо отойти в сторону от бессмысленного цитирования манифестов и деклараций этого искусства; важно не то, каким оно хочет казаться, важно то, чем оно являлось и чем является на самом деле, пусть даже в представлении ограниченного круга наших современников и вовсе даже одного-единственного человека. Понимание не может быть результатом компромисса, поэтому невозможно и безнравственно «договариваться о терминах», но этика диалога требует понимания, какой смысл вкладывает говорящий в слова, которыми называет реальность.
Художники авангарда создавали новое искусство, чтобы обрести культурную идентичность в мировой системе культуры, в том числе, национальную идентичность, потому что Ларионову, Татлину, Чекрыгину, Филонову и др. национальная художественная традиция представлялась набором ценностей, с которыми одна культура входит в пространство системы диалога культур, в поле осознания многокультурного мира. Это фундамент отношений в мире искусства, и до сих пор современные русские художники воспринимаются в мире как наследники русского авангарда.
Общим местом является понимание искусства как диалога и намерения к диалогу; однако так же важно напоминать себе, что искусство в равной мере может выражать стремление нарушить систему отношений, в которой участники беседы говорят на одном языке и уничтожить стабильное диалогическое поле, а именно эта стабильность гарантирует проницаемость культурного пространства. Оно может выражать намерение прервать предсказуемость и автоматизм смыслов, которые символизируют в нём усталую культуру, прекратить диалог и покинуть поле диалога, нарушив соглашение о взаимных правах. Это важно в понимании авангарда.
Ещё один важный момент в понимании авангарда — то, что авангард не равен модернизму. Модернистская культура в России, не ограничиваясь и не исчерпываясь авангардом даже на одном коротком временном отрезке. Очень важно отдавать себе отчёт в том, что в жизни художника может быть одно авангардистское высказывание, один революционный шаг, поступок или короткий этап, который завершается по очень разным, часто очень личным для всякого художника, не связанным с большой политикой причинам.