Вероятно, авангард и модернизм — не столько разные явления, сколько разные смыслы, хотя долгая и богатая история модернизма как абсолютизации ценности смысла н о в о г о . За основу различения авангарда и модернизма может быть принята принципиальная обращённость модернизма к настоящему, к существованию в настоящем, и авангарда к разрушению этого настоящего; модернизм рассчитывает на то, что искусство, создающее новые художественные формы может быть понято, оценено и усвоено обществом сейчас, оно мыслит в категориях эстетики и экономики, этика, разумеется, присутствует, но этическая программа преимущественно консервативна; термином модернизм можно назвать искусство богемы, небольшого сообщества единомышленников, создающих свою культуру. Авангард — одно из состояний модернистской культуры, когда она осознаёт себя как часть политической программы обновления системы человеческих отношений, ценность нового вырастает и расширяется до смыслов нового общества и нового человека, искусство авангарда решается создавать новый язык новой культуры ещё не рождённого мира и мыслит в категориях этики и политики.
Авангард появляется в понимании искусства как языка и языка как материала и стратегии. Авангард утопичен только в том смысле, что разделяет идею, будто человек изменится и изменится в лучшую сторону, когда будут созданы новые условия социально-экономические условия, когда он будет жить в новом пространстве; авангард думает о новом человеке, обращается к новому человеку и стремится к созданию нового мира, нового пространства существования человека. Можно обсуждать и критиковать эту идею с самых разных сторон, но отказывать ей в человеческой ценности нельзя.
Авангард проектирует и аккумулирует социальный конфликт и создаёт матрицу радикального переустройства общества ради справедливости и свободы человека.
Авангард происходит из ощущения необходимости перемен, таких глубоких и решительных, что с большей энергией разрушает существующие системы сборки культуры, системы оформления мысли и языка, чем создаёт и собирает себя; поэтому иногда много вопросов вызывает самоуверенность художника-авангардиста, заклинающего весь мир: «делай, как я!».