Современное искусство развивается двумя путями: на одном оно всё больше превращается в корпус сопроводительных текстов; комментарии становятся фактом и смыслом бытия искусства. Но в том пространстве, где существуют картины Фокиной, комментарий ограничивает становление смысла; оно предполагает ожидание и продолжительный диалог с тем, кто впускает его в своё личное пространство. Всякий комментарий регистрирует частный опыт диалога и понимания, но не может быть правилом для всех.
Чтобы иметь коммерческий успех, популярное искусство (или искусство широкого употребления) вынуждено появляться как бренд, быть авторским или кураторским, быть фактом звёздной жизни. В пространстве индустрии развлечений смысл культурного факта охраняется, регламентируется, ограничивается и в конце концов подменяется описаниями, комментариями, многократно перепечатанными, переведёнными и растиражированными указаниями по использованию «искусства».
Вне этой системы происходят совсем другие процессы. Мы входим в то состояние культуры, когда искусство на самом деле всё меньше нуждается в комментировании и внешних комментаторах. Современное искусство в значительной мере стремится стать зрительским. То есть, зритель играет очень важную роль в рождении факта искусства, смысл возникает только в его присутствии; это не искусство для зрителя, которое предлагает готовые к употреблению, равные для всех, измеренные автором и комментатором смыслы, а искусство, смыслы которого рождаются в непосредственном участии обращающегося к нему зрителя, который понимает важность свободного возникновения смыслов.
Искусство – это сообщение: сообщение человека с миром, с собственной памятью и с тем, о чём он не помнит, о чём он догадывается, с тем, что предшествовало его сознанию себя и последует за ним. В него возвращается откровение, в нём появляется интимность. Эта интимность в искусстве наших дней очень часто является одним из отражений глубокого процесса, которым описывается современная культура: она перестаёт существовать в единственном числе, она рассыпается, множится, мультиплицируется, её языки и даже отдельные диалогические пространства всё менее нуждаются в единых системах ценностей, оценок, норм; современность обнаруживает себя в сосуществовании множества культур, и некоторые из них даже не догадываются о существовании других. Современный мир – это множественная действительность. Каждое действие здесь отражает реальность только того места, в котором совершается. То, что является культурным эталоном – или клише – в одном секторе этого мира, в другом вообще не существует.