Новое направление, в котором развивается коллекция ЮниКредит Банка в течение последних лет, — произведения мастеров-участников художественного процесса 1920-х, созданные в 1940-х, 1950-х и 1960-х годах. Эти работы являются свидетельствами того, что искусство — это открытое множество личных историй, что оно не реализуется в формате последовательно сменяющих друг друга направлений, что талантливые художники в процессе личностного становления и развития преодолевают стилевые признаки эпохи и обретают собственный голос, часто звучащий трагически одиноко, но от этого становящийся ещё более ценным. Это искусство наполнено одиночеством и некоторой отрешённостью, потому что, оставаясь один, художник часто освобождается от систем внутренней и внешней цензуры и говорит с вечностью. Он совсем забывает о критике, о зрителе, о коллекционере, нет ничего, кроме ощущения самостоятельной и неизмеримой ценности, которую представляет собой жизнь человека.
Это искусство свидетельствует о том, что многие мастера, прошедшие школу Вхутемаса-Вхутеина 1920-х годов, были внимательны к звучанию голосов времени и научились слышать их; за десятилетия, минувшие с периода ученичества и первых выставок, их художественный язык претерпел изменения и сохранил способность оставаться актуальным; их обращение ко времени стало ещё более ответственным и откровенным. Возможно, справедливо мнение выдающегося художника и педагога В.Фаворского, считавшего, что до сорока лет художников много, а после сорока — единицы, и тем значительнее художественное наследие Бориса Чернышёва, Фёдора Семёнова-Амурского, Леонида Зусмана и Василия Коротеева, тем более пристального внимания заслуживают их работы.
Искусство послевоенной эпохи художников старшего поколения — естественное продолжение и развитие культуры 1920-х — 1930-х годов, её итог, свидетельство её жизнеспособности, открытости и восприимчивости к языкам, умению понять и перевести на язык художественных образов свидетельства полноценности человеческого бытия.
Собирая коллекцию, мы не стремились выполнить некую обязательную программу, связанную с непременным привлечением в неё имён, с которыми в настоящий момент ассоциируется историческая реальность интересующего нас периода. В значительно большей степени интересовали те факты, которых мы не знали (и тем более, те, которых мы до сих пор не знаем) об этом искусстве и времени, и открытия мы ценим значительно выше подтверждения однажды установленных оценок и табелей о рангах.
Коллекции должны быть разными. Разумеется, собрание искусства может сформироваться как встреча произведений признанных художников, но это и есть коллекция, в которой появляется не столько искусство, сколько коллекционер, и это происходит благодаря фактору владения произведением искусства. Для ЮниКредит Банка владение — это не более, чем ответственность. Мы стараемся содействовать появлению искусства и связанных с ним культурных и исторических смыслов, имён, произведений, фактов, событий. Мы исходили из того, что в коллекции не должно быть элемента выполнения обязательств перед рынком, перед критикой, перед рейтингами. Коллекция — это ответственность перед тем сообществом, частью которого мы себя мыслим, идеи и чувства которого нам небезразличны; это ответственность, точнее, это ответ тем художникам, которые много лет тому назад сделали для нас что-то, что нам сегодня видится важным и необходимым, чтобы чувствовать себя частью культурной нации, а может быть, и мировой культуры. Очень важно, из какого прошлого мы говорим с настоящим и с чем мы приходим в мир… И ещё, как бы нескромно ни прозвучали эти слова, это ответственность перед национальной культурой, потому что мы сами — то, что мы научились любить, понимать и помнить. Очень важно, за какое знание мы принимаем на себя ответственность.