С другой стороны, новые коллекции и коллекционеры могут выступать гарантами открытости и актуальности произведений, имён авторов и целых культурных программ в искусстве, которые в силу особенностей русской истории много десятилетий находились вне поля зрения даже тех, кому это искусство представляется необходимым, важным фактором человеческого существования. Здесь важен не факт владения, а механизм открытия и представления фактов культуры. Современное общество нуждается в значительном расширении объёма памяти, включающей события культурной истории, и тогда собирание произведений искусства решает задачу расширения горизонтов исторического культурного пространства современного человека. Так принципиально изменяется статус культурного события в современной человеческой жизни.
Поставангард
Коллекция произведений искусства ЮниКредит Банка в Москве — это собрание работ русских художников 1920-х — 1930-х годов.
В современной искусствоведческой школе нет единого мнения о том, существует ли термин, наиболее точно определяющий состояние культуры этого периода, которую составляли разнонаправленные и часто противоборствующие, полемизирующие друг с другом художественные течения. «Искусство междувоенной эпохи», «искусство ровесников века» (понятие «плеяды» художников у историка искусства О.О.Ройтенберг [1]), русский модернизм, вторая волна авангарда, искусство периода художественных объединений или просто искусство 1920-х — 1930-х годов, «тихое» или «репрессированное искусство» — все эти определения могут быть предметами обсуждения, но ни одно из них не может быть признано в полной мере удовлетворительным.
Говоря об искусстве, произведения которого составляют коллекцию ЮниКредит Банка, мы пользуемся термином поставангард.
В расширенном смысле поставангард — это культурная среда, которая возникла в России к началу 1920-х годов в результате прорыва радикального искусства в систему интеллектуальных ценностей и общественных отношений. И хотя значение «нового» во всех сферах жизни было непререкаемым, а искусство ещё не вышло из эпохи деклараций и манифестов, в некоторых своих направлениях оно уже приобрело опыт критического отношения к завышенной оценке абсолютной ценности всего «нового» и стало соотносить себя с предшествующими эпохами, исходя не из своей исключительности из исторического процесса, а из принадлежности ему. Новое искусство уже увидело в себе преемника не только школы авангарда, но и всех предшествующих времён.
____________
[1] Ройтенберг О.О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были… Из истории художественной жизни. 1925 — 1935: Книга-альбом / Сост. И.А.Никифорова, В.Н.Шалабаева. М.: Галарт, 2004