Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиХудожественное собрание ЮниКредит Банка

Борис Чернышёв – студент первого курса Вхутеина. 1928–1929

Борис Чернышёв – студент первого курса Вхутеина. 1928–1929

Язык в этом искусстве не является самоочевидностью. Искусство поставангарда продолжает поиск художественных форм, которые представляются наиболее адекватными современности.

И здесь мы подходим вплотную к одной из лежащих на поверхности особенностей 1920-х — начала 1930-х годов: в это время заметно вырастает число художников, занимающих активную социальную позицию; художник двадцатых — это инженер новой социальной системы, он может быть новатором или консерватором, но создавая систему искусства, он определяет и обустраивает культурное пространство, открытое или замкнутое, экстравертное или интровертное; в молодых художниках 1920-х велико чувство социальной значимости их работы, их амбиции революционны, они не идут в профессию ради одного только заработка — это мало ассоциируется с её новым статусом.

Художники и теоретики искусства двадцатых считали, что значительно возрастают значение и роль искусства как сферы человеческой деятельности в новом времени: новое искусство виделось не ограниченным задачей описания мира, а создающим новые модели существования людей; работа художника приближалась к научной и философской деятельности; искусство стремилось к пониманию и объяснению мира, однако прежде создания картины мира, оно стремится быть формой или способом самого существования человека. Это искусство происходит из намерения человека вместить в себя весь новый мир и все движения мира, направленные в другие времена и иные состояния действительности.

Историк и теоретик искусства А.Г. Габричевский в набросках работы «Новая наука об искусстве» в начале 1920-х писал об искусстве нового времени, что оно «вырисовывается для научного сознания как особая область бытия и особый тип человеческого творчества.» [3], а О.Э.Мандельштам видел в ситуации 1920-х годов признаки совершенно утопического проекта «отделения культуры от государства» и писал в статье «Слово и культура»: «Внеположность государства по отношению к культурным ценностям ставит его в полную зависимость от культуры.» [4] Поэту виделась новая форма общественной жизни людей, где культура могла бы стать основанием и нравственным законом их совместного сосуществования, труда и развития.

Искусство поставангарда — яркое, важное и богатое событиями явление в отечественной истории. Сегодня пространство этого искусства видится как территория вопросов и ожиданий, утраченных биографий, потерянных судеб и архивов, смыслов и целей. Интеллигентное, интеллектуальное, многоязычное, толерантное, личностное, это искусство очень часто обращается к миру, как к одному человеку, в жизни которого осуществляется вся мировая история. Это искусство может апеллировать к художественным языкам пятисотлетней давности, но оставаться современным, потому что всё, что мы видим, мы видим теперь, и всё, что происходит, происходит теперь, в настоящем, и чтобы говорить об этом, человеку необходимо искусство. Таково самосознание искусства двадцатых годов.

____________

[3] Габричевский А.Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. С.25

[4] Мандельштам О.Э. Шум времени. СПб.: Издательский дом «Азбука классики», 2007. С. 192

Оставить комментарий